Пятая колонна министров
Если у нас в правительстве все шагают в ногу, то спрашивается: в каком направлении?
Любопытно провести параллель между непосредственно следующими друг за другом посланием президента народу и расширенным заседанием правительства. Тем более что послание тоже сопряжено - и хронологически, и по смыслу - с чуть ранее опубликованными для всенародного обсуждения поправками в Конституцию насчет перераспределения полномочий между ветвями власти.
Объединяют же все эти события ключевые слова, с которых начинается послание: “В преддверии новой эпохи…” Действительно, и в самом широком глобальном смысле, и в региональном, и в сугубо нашем, внутриказахстанском, несомненно наступает новая эпоха. В каком разрезе ни возьми - от политико-идеологического до социально-экономического. Но коль скоро мы взялись отследить, насколько к новой эпохе готово именно правительство, давайте сожмем все новоэпохальные вызовы только до экономических. Хотя и здесь, надо признать, задачи перед правительством поставлены именно эпохальные. Начиная хотя бы с создания новой модели экономического роста - ни больше ни меньше!
И здесь, чтобы прочувствовать, что это за новая модель, стоит напомнить, на чем стояла наша экономика до того. Казалось бы, любой школьник-троечник знает - на росте цен на нефть, а отличник добавит: еще на росте мировых цен на черные и цветные металлы. Это так, но это далеко не все. Не меньшую роль сыграл рост физических объемов нашего экспорта. К примеру, на пике 2013-2014 годов добыча урана на вывоз выросла против 1990-го,
преддверия развала СССР, в 6,3 раза, нефти - в 3,1 раза, хрома и бокситов - в 1,4 раза, цинка - в 1,2 раза. И вот уже два-три года мы имеем обратный сдвоенный эффект: экономика сжимается не только из-за низких сырьевых цен, но и из-за невозможности физического наращивания экспорта. Так, по итогам только что закончившегося года мы получили только 77,8% от экспорта 2015 года и 79,9% импорта. Соответственно, ВВП в долларах сжался до менее 180 млрд. против более 230 млрд. в 2013-м. Для нашей сугубо внешнеориентированной экономики это очень серьезное сжатие, а потому рапорт правительства президенту, что и в таких условиях удалось показать все-таки рост ВВП в тенге, пусть и на один процент, сродни статистическому подвигу.
Что же касается новых источников экономического роста, то их в послании в форме заданий правительству указано немало. Надо составить стратегический план развития до 2025 года “Национальная технологическая инициатива Казахстана”, а также разработать и принять отдельную программу “Цифровой Казахстан”, комплекс мер технологического перевооружения базовых отраслей, решая задачу увеличения несырьевого экспорта к 2025 году сразу вдвое. Предстоит выработать единую экспортную стратегию и создать при правительстве совет по экспортной политике. Реализовать совместную с Китаем инвестиционную программу. Сделать аграрный сектор новым драйвером роста и, в частности, создать все условия для объединения более 500 тысяч домашних хозяйств и малых фермерств в кооперативы. Реформировать центры занятости и создать единую онлайн-платформу по всем вакантным рабочим местам и всем населенным пунктам. Обеспечить к 2050 году вклад малого и среднего бизнеса в ВВП не менее 50%. Снизить долю государства в экономике до 15%, для чего приватизировать или ликвидировать до 2020 года порядка 800 предприятий. Пересмотреть роль государственных холдингов, обеспечить качественную трансформацию “Самрук-Казыны”.
Национальному банку тоже досталось не самое легкое задание - перезагрузка всего финансового сектора страны. Поручено ускорить расчистку балансов банков от “плохих” кредитов, обеспечить их докапитализацию со стороны акционеров. Решить проблему высоких ставок и нехватки денег в экономике, обеспечить доступное средне- и долгосрочное фондирование банков второго уровня - в тенге, разумеется. А если по глобалу, то НБК должен теперь отвечать не только за инфляцию, но и - совместно с правительством - за рост экономики.
Вот здесь-то, уважаемые читатели, нетрудно отследить и наш с вами скромный вклад: про исчерпание сырьевой модели и новые источники роста, про необходимость производственной кооперации на селе, про дешевые и длинные кредиты, про ориентацию Нацбанка на экономический рост и еще многое другое из ныне оглашенного, о чем газета “Время” пишет не первый год.
Но вот что настораживает: как раз на расширенном заседании до обсуждения всех этих масштабных нововведений руки как-то не дошли. Министры в своих докладах упирали на “текущую ситуацию”, в которой, справедливости ради, проблем тоже выше крыши. Соответственно, главе государства пришлось опускаться на их уровень и вместе разбираться в упущениях. То есть при этом, если говорить откровенно, повторять много уже раз сказанное на подобных же заседаниях в предыдущие годы. Не случайно у президента вырвались слова о прячущейся внутри правительства пятой колонне, марширующей в обратную от его установок сторону.
И вот какая странная мысль закрадывается: коль скоро среди наших министров никакого инакомыслия не замечено и они всегда, как их ни меняй, маршируют в ногу, не получается ли так, что пятая колонна - это и есть все правительство?
Пётр СВОИК, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы