2017-й: год отложенных надежд
Наступивший 2017 год получается немножко отложенным: введение медицинского страхования перенесено на 2018-й, расширение списка плательщиков НДС тоже отсрочено на год, а всеобщее декларирование вообще отодвинуто аж до 2020 года. Согласитесь, странно все это: правительство важное новшество упорно готовит, всем объявляет, а потом… откладывает. Такое впечатление, что кто-то со стороны наших министров направляет и подгоняет, а они всячески тормозят и отлынивают…
И вы знаете, впечатление не ошибочное - примерно так оно и есть. На внешнего погонялу пальцем показывать не будем, но вот вам статистический факт: в последнее время быстро растет не только общий внешний долг Казахстана, но и доля государства в нем. Так, за три квартала 2016 года (более свежих данных пока нет) общий внешний долг вырос до $165,4 млрд., увеличившись с начала года на $11,7 млрд., в том числе государственная часть подросла сразу на 1,1 млрд., достигнув $14,0 миллиарда.
На что же позаимствовало правительство на этот раз? Оно приступило к освоению сразу миллиардного займа Европейского банка реконструкции и развития, выданного на такую замечательную цель, как “финансирование политики развития в области макроэкономического управления и повышения конкурентоспособности экономики”. Поэтому если вы хотите понять, откуда идут все не только откладываемые правительством меры, но и уже внедренное с 1 января освобождение монопольных цен, упорные попытки приватизации непрофильных (заодно с профильными) активов госхолдингов и нацкомпаний - все это как раз и есть развитие, так сказать, макроэкономического управления и повышение конкурентоспособности нашей экономики. В том направлении, которое, надо полагать, считают полезным специалисты ЕБРР, не пожалевшие ссудить нам целый миллиард долларов.
Не станем подвергать сомнениям профессиональную квалификацию и искренность намерений наших европейских партнеров, однако объективности ради напомним, что три четверти сырьевого экспорта Казахстана идет как раз в Евросоюз. И примерно такая же часть иностранных инвестиций, ссуд и займов - оттуда же. Поэтому, не бесплатно помогая нашему правительству сохранять ту же внешне ориентированную модель, Европа не забывает и свой интерес.
А потому - той же объективности ради - стоит посмотреть, что получает и что теряет Казахстан в нынешней экономической модели и в каком она вообще состоянии.
На графике № 1 вы видите три основные составляющие платежного баланса Казахстана:
Торговый баланс - разница между выручкой от экспорта сырья и затратами на импорт готовых товаров. Этот баланс всегда положителен, видно, как он рос в “тучные” годы, как падал в кризис 2007-2008 годов, как опять пытался подняться и как неуклонно снижается уже три года.
Баланс услуг - мы, например, получаем от нерезидентов плату за прокачку купленной ими нефти, иностранцы же делают нам геологоразведку, дают ценнейшие (особенно по стоимости) консультации, много чего проектируют и строят, включая, между прочим, и EXPO. В результате по услугам мы всегда в надежном минусе.
Баланс доходов от инвестиций и займов: мы вкладываемся, например, в иностранные ценные бумаги Национального фонда и ЗВР Нацбанка, иностранцы инвестируют в нашу нефтянку, дают нам кредиты и имеют с них проценты. Здесь, как демонстрирует график, исторически всегда минус, зеркально отражающий (и поглощающий) плюсовой торговый баланс.
В целом же, как видно из графика, все три баланса с разных сторон устремляются к нулевой оси - модель теряет потенциал. Мы теперь откатились куда-то за 2005 год, только без надежды на рост сырьевых цен.
Но, спросите вы, если даже в благополучные годы весь профит от торговли сырьем съедался иностранными “услугодателями”, инвесторами и кредиторами, на чем же держалась (и держится) казахстанская экономика? Ответ дает график № 2 - нас держало и держит углубление общей долговой зависимости.
Международная инвестиционная позиция Казахстана - это разница между тем, что мы вложили за рубежом и они должны нам, и тем, что мы сами должны за рубеж. Исторически она всегда минусовая и надежно устремляющаяся все дальше вниз. Так, если в 2005 году это было минус $20,3 млрд., то к третьему кварталу 2016-го набежало $42,6 млрд.
В самом деле, отчего бы зарубежным кредиторам не поощрять нас все больше зависеть от них, если в текущем режиме такая схема позволяет активно “выдаивать” Казахстан не только через сырье, но и внешнее финансирование.
Да, схема выдыхается, но, подзаняв еще и еще, сбросив монопольные цены на потребителей, догрузив предпринимателей сборами на медстраховку, что-то распродав, подведя малый-средний бизнес под НДС, а население - под декларирование, правительство рассчитывает еще продержаться. Не уверен, что до 2020 года, но в нынешнем году его отставка точно откладывается.
Пётр СВОИК, графики Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы