2805

Шаг вперед, ни шагу назад

 

Кто поднимет тяжкий груз КСК?

Итак, уважаемые читатели, наша с вами акция газеты “Время” по реорганизации КСК (см. “Кто в доме хозяин”, “Время” от 25.8.2016 г.) медленно, но верно продвигается. Хотя и по принципу “шаг вперед, два шага назад”, но не будем расстраиваться - так уж устроена жизнь, особенно в наших краях.

К примеру, председатель комиссии по ЖКХ общественного совета Алматы, вроде бы определившийся в пользу капитальной реорганизации КСК, недавно на одном из сайтов дал задний ход. Пересказав тысячу раз известные претензии к нынешней структуре, он резюмировал: мнения экспертов расходятся, предложения еще надо тщательно изучать в рабочих группах, и процесс тянется годами.
Конечно, станет тянуться годами, если то, из чего должна состоять цепочка решений, будет устроено в виде двигающегося по кругу хоровода!
Возьмем тот же общественный совет: он взялся за КСК, и правильно сделал - трудно найти более значимую для города проблему, которую к тому же можно решить! Ведь современная организация управления жилым фондом - это не только укорот неуязвимости председателей, это еще и организация наконец нормальных расчетов с поставщиками электричества, тепла, воды и газа по справедливым и прозрачным тарифам. Это возвращение Алматы облика города-сада, и это, между прочим, решение такой извечной проблемы, как освобождение города от мусорного безобразия, организация первичной сортировки и переработки отходов, создание экологичной перерабатывающей индустрии за городом.
Короче, правильно потянув за ниточку КСК, можно распутать целый клубок городских проблем, кроме разве что смога и автомобильных пробок. Да и то…
Потому-то новый глава города Бауыржан Байбек едва ли не с самого начала своего акимства тоже взялся за КСК. Однако назовите хоть одного предыдущего акима, который не грозился бы радикально разобраться с КСК - где теперь эти градоначальники? А злочинные КСК пока никуда не делись.
Конечно, общественный совет Алматы - далеко не решающая структура, но в данном случае спрос именно с него. Что там делают советы в других городах, да и есть ли они, слышать не приходилось. Затея с общественными советами при министерствах и госкомпаниях тоже выглядит, извините, нежизнеспособно. А вот алматинский совет с самого начала отбора туда кандидатов имел и имеет активное отражение в СМИ - пора демонстрировать результаты.
В этом смысле способность или неспособность сдвинуть с мертвой точки проблему КСК и становится такой демонстрацией. Фактически отступать уже некуда: ведь и сам председатель общественного совета Рахман АЛШАНОВ уже высказался за глубокую реформу (см. “Пора кончать с халтурой!”, “Время” от 7.9.2016 г.), и проведены вторые общественные слушания, обязанные стать финальными. Замышлялись они как презентация уже подготовленных рекомендаций акимату, прошли же как очередное препирательство и говорильня с выводом “вали кулем, потом разберем”. О чем обидно, но справедливо и написала корреспондент “Времени” Екатерина Тихонова (см. “Задушевники страны ОС”, “Время” от 15.10.2016 г.).
Здесь объективности ради надо сказать, что вопрос действительно непростой, ведь надо одним разом вскрыть и развернуть назад трехслойную уже проблему.
Сначала, в буйные 90-е, были приватизированы квартиры, а про приватизацию общедомового имущества и придомовых территорий государство… “забыло”. Потом в приказном порядке советские домоуправления и ЖЭКи были перерегистрированы в КСК, городские же многоэтажки, физические объекты проживания людей и получения услуг, остались без правовой и организационной субъектности. Затем КСК были отстранены от коммунальных расчетов, переведенных на тупиковый поквартирный принцип. Ну а уже после этого появился закон “О жилищных отношениях”, подстроенный под уже состоявшиеся неэффективности и несуразности.
Писали его грамотные специалисты и на основе хороших образцов, но… пришлось сознательно делать расплывчатым, противоречивым и неисполняемым - каковой к тому времени и стала сфера ЖКХ.
По-хорошему, выправление положения требует решения на самом высоком государственном уровне - вопрос только в том, кто решится поднять проблему на долж­ную высоту.
Южная столица - очень подходящий вариант, поскольку параллельно изменениям в законодательстве можно запустить процесс и практически.
Так что ждем решительного шага от общественного совета. Вперед, конечно, потому что даже задержка с правильным шагом автоматически станет откатом назад.

Пётр СВОИК, коллаж Владимира Кадырбаева, Алматы


Поделиться
Класснуть