Ценовая чрезвычайка
Что делать акимам на рынке, если не ходить по базарам
На прошлой неделе состоялось заседание правительства по проблемам сдерживания цен, широким эхом отозвавшееся в СМИ. Еще бы - стоимость большинства товаров массового спроса, особенно продовольствия, выросла просто пугающе.
Журналисты же сделали акцент на реплике недавно назначенного премьера Бакытжана САГИНТАЕВА в адрес акимов, повадившихся ходить по базарам для личного сдерживания цен. Видео с этого заседания выложено в Сети, и каждый может своими ушами услышать, как глава правительства открывает глаза главам регионов, что после их посещений вместо потемкинских ценников возвращаются реальные. Что характеризует нового премьера не просто как человека честного, но и глубоко проникающего в подлинную жизнь.
На видео, кстати, отражен еще один забавный момент: после доклада акимата Астаны, как он не дает расти ценам на продовольствие, премьер интересуется: а какова отдача от специально созданного аграрного пояса вокруг столицы? На что звучит перечисление, с какими областными акиматами имеются договоренности о продуктовых поставках. Премьер вежливо выслушивает и интеллигентно напоминает, что не о том спрашивал. Деньги ведь в столичную агрозону вложены немалые, так есть ли отдача? Тут уже повисает надежная тишина, завершаемая премьерским вздохом: все ясно.
В целом же, я вам скажу, впечатление от официального видео с этого заседания вполне позитивное: у правительства есть конкретный план предотвращения роста цен, и оно по этому плану движется. Основных направлений три: установление предельных торговых надбавок, сбивание спекулятивных и сезонных ценовых всплесков через продовольственные интервенции из акиматовских резервных фондов и целевое инвестирование в наращивание собственного производства по наиболее импортозависимым направлениям.
Вот исполнению этого плана через заслушивание министров и докладов с мест и было посвящено заседание в деловом таком и спокойном тоне. Примерно как слаженная работа штаба ЧС по устранению последствий землетрясения или наводнения. Хотя в данном случае непредвиденным стихийным бедствием, взвихрившим цены и облегчившим кошельки покупателей, стала устроенная Национальным банком и тем же правительством почти двукратная девальвация тенге.
Впрочем, кто старое помянет... Вообще же, реакция правительства на случившееся своевременная и адекватная. Действительно, цены - это самый взрывоопасный на сегодня вопрос, а все три направления их сдерживания правильны и к месту.
Но вот незадача - вся эта продиктованная реальной жизнью административная ценовая чрезвычайка прямо противоположна той идеологии и практике, которую ровно это же правительство упорно проводит в жизнь. Тот же самый министр национальной экономики, делающий вводный доклад на совещании с упором на ограничение торговых надбавок, резервные фонды и протекционизм местных производителей, возглавляет ведомство, откуда исходит дерегулирование даже монопольных рынков, полное отстранение государства от участия в экономике, приватизация всего, что возможно, и упование на чудодейственную конкуренцию.
Когда правая рука не ведает, что делает левая, это уже не хорошо. Но если разнонаправленные действия исходят из одной головы, впору диагностировать тяжелую болезнь - шизофрению, которую можно приглушить таблетками, но излечить медицина пока бессильна.
В самом деле, если рассматривать те же акимовские резервные фонды не как аварийно-спасательные, а системные антикризисные меры, то они должны быть вписаны в законодательство - и на принципиально иной, нежели нынешняя как бы либеральная, концептуальной основе. Но в том-то и дело, что “обновленное” правительство, присутствующее, честно говоря, при финальном выдыхании внешне ориентированной сырьевой модели, рефлекторно движется в противоположные стороны сразу, в результате лишь дергаясь на месте.
И тут пора определяться: либо продолжать рассуждать о “желтых страницах” и подражании стандартам ОЭСР, либо действительно лечить национальную экономику от фактически колониальной зависимости.
Пётр СВОИК, Алматы