В стране пенсионеров и чиновников
Любопытно будет посмотреть, как в такой ситуации правительство и парламент сверстают бюджет на следующий год
Правительство сверстало и представило в парламент проект республиканского бюджета на следующий год. Самое время наложить этот финансовый план на финансирование года текущего - насколько они соотносятся?
На дворе кризис, показатели внешнеэкономической деятельности - ключевые для наполнения бюджета - продолжают пугающее падение. Как это отражено в бюджетных проектировках? Далее, бюджет на текущий год был утвержден в октябре 2015-го, когда последствия начатой 20 августа девальвации еще не устоялись. Позже он был откорректирован уже в марте этого года по факту девальвационного марафона. Поэтому интересно, как такие уроки и результаты учтены на следующий год.
Плюс еще одно интересное сравнение: год назад бюджет на 2017-й уже утверждался в составе трехлетнего (2016-2018 гг.) бюджета. Насколько угадали или не угадали тогда разработчики, намного ли нынешняя версия расходится с той, годичной давности?
На графике № 1 мы представили структуру доходной, а на графике № 2 - расходной части республиканского бюджета в трех сопоставительных столбцах: действующий на нынешний год бюджет, бюджет на 2017 год, утвержденный еще год назад, и сегодняшняя версия этого бюджета.
Для начала рекомендую просто обратить внимание на то, за счет чего наш бюджет в основном наполняется и по каким самым затратным направлениям расходуется.
Трансферты из Национального фонда, как видим, являются основным поддерживающим бюджет источником, а поскольку в сам Нацфонд зачисляются поступления от нефтеэкспортеров, это можно было бы считать и логичным, и правильным. И даже порадоваться, как резко взлетала доля сырьевиков в проекте бюджета на следующий год.
Но тут вот какая закавыка: в долларах транш не сильно изменился, его доля почти удвоилась в девальвированных тенге. За счет, соответственно, фактического сокращения поступлений из других источников. Самое же неприятное в том, что при арифметическом разрастании транша до 3,3 трлн. тенге поступления в сам НФ планируются величиной лишь в 1,2 трлн. Из задуманного накопительным Нацфонд переведен в откровенно расходный режим, и правительство делает большую ошибку, убеждая нас (и себя?) в том, что это лишь на время.
Что еще бросается в глаза - маловато дает таможня. При нашей-то сугубо внешне ориентированной экономике!
В целом же, обратите внимание, сегодняшнее видение правительством доходов на следующий год заметно пессимистичнее тех же проектировок годичной давности и не обещает роста против бюджета года текущего. Но даже и такая невысокая планка установлена, повторим, за счет резкого взлета доли трансферта из НФ.
Что же до расходов, то пенсионеры и чиновники (вместе с полицейскими и военными) - вот две самые главные бюджетные статьи. Далее идут трансферты дотационным (то есть почти всем) регионам, здравоохранение и образование - все достаточно логично и даже прилично. Если бы к такому раскладу еще и денег побольше!
Однако есть в первой десятке самых крупных расходных статей такая, появление которой можно назвать логичным, но неприличным. Это обслуживание долга. Затраты по нему - обратите внимание! - резко подскочили в нынешнем проекте до 522 млрд. тенге. А это больше, чем на все образование (435 млрд. тенге), и половина всего здравоохранения (1017 млрд. тенге). Как говорится, доигрались: и через искусственное поддержание пенсионного накопительства в “доходных” бумагах Минфина, и через феноменально быстрое наращивание государственных внешних заимствований.
Таков вкратце наш с вами анализ. А дальше слово за депутатами.
Пётр СВОИК, инфографика Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы