Считать - не пересчитать,
или Спасёт ли страну от коррупции Счётный комитет
Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета со следующего года будет контролировать и процесс разработки этого самого бюджета. Так заложено в проекте готовящегося сейчас указа президента, и это логично. Хотя бы потому, что основная масса нецелевого, неэффективного и просто злонамеренного расходования бюджетных средств закладывается как раз на этапе бюджетного планирования.
Собственно, для такого расширения компетенции Счетного комитета и отдельный президентский указ не нужен - все это и так имеется в утвержденном главой государства положении о нем. Более того, согласно этому положению важнее и главнее данного ведомства, выше и шире его по полномочиям и возможностям в стране и нет ничего.
Так, миссией Счетного комитета является укрепление финансовой дисциплины, повышение эффективности использования государственных средств, активов государства и субъектов квазигосударственного (читай - всех нацкомпаний, их “дочек” и “внучек”) сектора. А коль скоро у нас без госприсмотра и госзаказа мало что делается, читай - всей экономики.
Задачи же еще всеохватнее - анализ, оценка и проверка эффективного и законного управления всеми (финансовыми, природными, производственными, кадровыми, информационными) национальными ресурсами.
Подробнейшим образом расписаны и функции, дающие Счетному комитету право (выходит - и обязанность) вникать фактически во все экономические процессы, проверять практически все, а при необходимости и самому привлекать провинившихся к суду.
Никто и ничто не может укрыться от внимания этого ведомства и заручиться его молчанием. Так, председатель Счетного комитета вправе присутствовать на заседаниях правительства, палат парламента, правления Нацбанка и коллегий государственных органов, на любых как открытых, так и закрытых заседаниях постоянных комитетов палат парламента и быть выслушанным.
И, надо признать, комитет этому соответствует. Только во втором квартале этого года он проверил, например, Министерства энергетики и финансов, РГП “Государственная вневедомственная экспертиза проектов”, госпрограмму “Информационный Казахстан-2020”, сферу технического, профессионального и послесреднего образования, а также эффективность управления активами в субъектах квазигосударственного сектора в агропромышленном комплексе.
Итоги проверок публикуются, и они сплошь, как говорится, нелицеприятные. Например, вот навскидку цитата по “Информационному Казахстану-2020”: “Общая сумма выявленных финансовых нарушений составила 145 млн. тенге, процедурных нарушений - 41,1 млрд. тенге, неэффективно использованных бюджетных средств - 14,6 млрд. тенге. В ходе аудита в доход республиканского бюджета возмещено 17 млн. тенге, восстановлено по бухгалтерскому учету и балансу 3,9 млрд. тенге, восстановлено и возмещено в доход объектов аудита 0,5 млрд. тенге”.
Конечно, на фоне традиционно повсеместной у нас коррупции и это может показаться мелочовкой. Но не будем спешить с подозрениями в адрес самих аудиторов, щекочущих только вершинки айсбергов злоупотреблений. Никаких коррупционных скандалов вокруг самих членов Счетного комитета не наблюдалось. И пока не доказано обратного, будем исходить из того, что в нем служат добросовестные и досконально знающие свое дело специалисты, профессионально вскрывающие все недостатки.
Тем не менее масштабность и глубина казахстанской коррупции есть общепризнанный факт, который проверками Счетного комитета только подтверждается. И что с этим делать?
Ведь отыщи где-то еще столько же некоррумпированных и знающих аудиторов, удвой штаты комитета - уполовинятся ли нарушения? Боюсь, их просто станут выявлять в два раза больше.
Вдумаемся: сам по себе Счетный комитет копирует лучшие зарубежные практики, собственно, к нему претензий нет. Выходит, что-то самое важное недоскопировано, надо думать?
Да, нескопированной остается система разделения властей. В передовых странах проверочные ведомства формируются, как и у нас, главами государств и парламентами. Но в их мажилисах и сенатах, извините, реальная партийная конкуренция, транслируемая и в контрольную деятельность. У нас же что исполнительные, что представительские назначения - из одного источника. А проверять самое себя - только поглаживать.
Пётр СВОИК,коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы