2783

Кто в доме хозяин,

или Как поднять КСК до микрорайонов и опустить до домов

Итак, номером от 20 августа газета “Время” начала акцию, вынесенную в название статьи “Как нам реорганизовать КСК”. Возьмем быка за рога и начнем с главного.

Главное - это возвращение городской власти в систему управления жильем через создание государственных (муниципальных) управляющих компаний (УК). Государственных, чтобы было с кого спрашивать, контролировать кадры и финансы, да и насчет бюджетных дотаций не худо подумать.
А начать с управляющих компаний надо потому, что именно через них можно будет организовать все прочее, о чем пойдет речь ниже. Эти компании должны быть достаточно велики, чтобы оправдывать содержание штата управленцев и специалистов, иметь свой транспорт, мини-технику, средства связи. И достаточно приближены к обслуживаемым ими домам, чтобы знать каждый “в лицо” и самим быть доступными. Оптимально - по УК на городской микрорайон или их компактный комплекс, как “Орбита”, например, или “Коктем” в Алматы.
Оптимальная форма для УК - ГЧП (государственно-частное партнерство), где от частного партнера требуется вложиться в становление компании, а потом не тянуть из этого бизнеса деньги, а поддерживать баланс. Главное же - уметь и хотеть работать с людьми, превращая территорию микрорайона в удобное для жизни пространство.
Где взять кадры? Из тех же многодомных КСК - мы их можем не любить, но жизнь сделала свой отбор, лучше знающих свое дело специалистов сейчас нет. Хотя смену, конечно, надо готовить.
Состав работы: обслуживание домов-КСК, в частности, представление их интересов в отношениях с поставщиками электро­энергии, тепла, воды и газа, уборка и благоустройство междворовых территорий, детские спортивные площадки, культурно-массовая работа - тут поле просто необъятное. И, конечно, первичная сортировка и переработка отходов.
О финансировании - чуть ниже. Пора сказать о второй ключевой точке реформ - переводе КСК на подомовой принцип. Каждая многоэтажка - КСК. Все должно быть просто и компактно: избираются старшие по подъездам (можно даже без собрания - поквартирным опросом), старшие выбирают председателя. Штат не требуется, должность общественная, денежку можно платить небольшую. Тут главное, чтобы целевые концентрировались именно на каждом доме (а учет пусть идет через УК) и расходовались только по решению “подъездного парламента”.
Размер целевых?
Наши люди привыкли их платить, и если будет посильно и с отдачей - все будут только довольны. Решением акимата надо утвердить лишь норму отчислений (от кв. метра), идущих управляющей компании, а уже пусть она показывает-доказывает, на что и с какой пользой их расходует. Остальной объем сборов определяет сам домовой КСК - на свои нужды.
Что до обязательных сборов на капремонт по некоему общему для всех проценту от МРП - это законодательное новшество не работает. Дома разные, ремонты нужны не всем, со “средней температурой по больнице” все равно не угадаешь. Лучше так: дом-КСК заказывает УК обследование, проект и смету, а уже под нее составляется план финансирования. Точнее, софинансирования - государству тоже стоит вкладываться по двум причинам.
Во-первых, программой модернизации ЖКХ до 2020 года уже предусмотрена модернизация и термомодернизация жилых домов с бюджетным авансированием. В этом русле и надо идти. А соз­дание подомовых КСК как раз и дополняет схему отсутствующим сейчас базовым элементом - представительством самого объекта модернизации.
Во-вторых, государству пора завершить начатый с приватизацией квартир, но зависший на 20 лет процесс: передать жильцам в собственность общедомовое имущество и придомовую территорию. С образованием наконец-таки объекта кондоминиума. А все продаваемое или даримое полагается приводить в порядок - от этой традиции государству ни юридически, ни морально отказываться негоже.
И еще: поквартирный метод расчетов с поставщиками услуг надо перевести на подомовой. Это позволит наконец обеспечить городские многоэтажки общедомовыми измерительными и регулирующими приборами, получить реальную картину отпуска, полезного использования и сетевых потерь, начать реальную работу по экономии и повышению эффективности.
В заключение повторю: без решительного подключения государства толку от КСК и вообще от ЖКХ не добиться.

Пётр СВОИК, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть