3595

Мы всем покажем!

Мы уже писали о том, что в стране готовится к реализации самая амбициозная концепция развития кинематографа. Сопредседатель Союза кинематографистов РК Ахат ИБРАЕВ (на снимке) в интервью нашей газете рассказывает, зачем и кому все это нужно.

- По данным кинотеатральных сетей, за 2014 год кассовые сборы достигли $70 млн., - говорит Ахат. - Более свежие цифры приводить некорректно, поскольку случилась девальвация. При этом сами кинотеатры жалуются, что со многими правообладателями они работают в пропорции 30/70 от прибыли либо 40/60, то есть зарубежные правообладатели забирают себе большую часть поступлений. Таким образом, львиная доля выручки от посещения киносеансов уходит из страны. Казахстанцы зарабатывают деньги внутри страны, тратят их на походы в кино, и надо сделать так, чтобы они (деньги. - Т. Б.) здесь же оставались. Раньше кинематографистов устраивала текущая ситуация, потому как при высоких ценах на нефть у всех была работа и хорошие заработки, куча фильмов, сериалов. А сейчас повестка другая, и я полагаю, что все следующее пятилетие будет пятилеткой оптимизации расходов. Уже процентов на 60-70 сократились расходы государства на кино и вообще на визуальный идеологический продукт. Если тенденция сохранится, через несколько лет государство может уйти из финансирования кинематографа. И это будет нормально.
Поэтому основная цель принятия закона - сделать киноиндустрию самодостаточной в пределах локального рынка без участия государства. Но законодательно регулируемой. Мы уже сейчас имеющимися силами можем потенциально снимать по полсотни фильмов в год. Однако между ежегодно увеличивающимся количеством киношников, которые могут это сделать, и государством, которое заинтересовано в развитии этого рынка, до сих пор законодательно не отрегулированы отношения. Тем не менее природа любого рынка такова, что позже, когда индустрия кино сама себя отрегулирует, государству придется собирать уже состоявшихся профессионалов и попытаться повлиять на ситуацию постфактум. Сделать это будет гораздо сложнее. Министерство культуры и спорта сделало правильный шаг нам навстречу. Cегодняшнее обсуждение показывает, что закон о кино необходим теперь уже не только нашему кинематографическому сообществу, но и государству в том числе.
- Не совсем понятно, зачем это государству. И может быть, саморегуляция рынка - лучший вариант?
- Государству это нужно по нескольким причинам. И одна из главных лежит в плоскости создания инвестпривлекательных условий для съемок зарубежных проектов на территории Казахстана с точки зрения создания несырьевого экономического сектора страны. Это помогает повышать конкурентоспособность местных технических кадров, модернизировать местную киноинфраструктуру, а также поддерживать сектор МСБ в сфере услуг - гостиницы, авиакомпании, логистика, транспорт, кафе/рестораны. В современном мире кинематограф - это не аудиовизуальный продукт и даже не специальная отрасль. Это индустрия, которая показывает своим состоянием общее положение дел в стране.
- Про закон о кино я сам слышу уже 15 лет и при этом подозреваю, что его начали лоббировать еще раньше. Все многолетние попытки протащить проект оказались безрезультатными. Почему ты думаешь, что сейчас что-то поменяется?
- Раньше нас, киношников, было мало. Сейчас существует огромное количество разных профессионалов. Есть ребята, которые работают только с государственным заказом, есть те, кто работает только с частными инвестициями. Появилось очень много молодых режиссеров и продюсеров. Из-за рубежа ежегодно возвращается немалое количество людей, обу­чившихся по программе “Болашак”. Все хотят доказать государству свою состоятельность и показать свои возможности. Возможно, у нас не получится продвинуть закон о кино и в этот раз. Но впервые мы наблюдаем особую заинтересованность государства в лице Министерства культуры и спорта, и это обнадеживает. Закон стоит в плане 2017 года, а мы хотим помочь МКС с точки зрения формирования документа, основанного на актуальных потребностях профессионалов. Лично я рад, что с нами советуются, спрашивают наше мнение. Вы ведь видели, обсуждение проходит в открытом режиме, каждый выражает свою точку зрения. Хорошо, что такое широкое обсуждение началось именно сейчас, когда обе стороны созрели и имеют понимание необходимости законодательного урегулирования нашей отрасли.
- Раньше все время говорили о том, что закон должен в первую очередь определить преференции для иностранных игроков, с тем чтобы они охотнее осваивали местный рынок.
- Налоговые льготы должны быть, возврат средств - нет (законодательство многих стран предполагает возврат иностранному производителю определенного процента - в пределах 30-40 - от осваиваемого в стране бюджета. Предполагается, что тем самым стимулируются приток инвестиций и развитие местного рынка. - Т. Б.). Нам нужно, конечно, привлекать сюда иностранных производителей, но деньги никто им дарить не собирается. В первую очередь проект закона о кино ориентирован на создание условий для образования локального рынка как коммерческого, так и некоммерческого кино.
- Почему Министерство культуры разрабатывает концепцию развития до 2050 года?
- Мы должны понимать, что кино - это не просто рыночные условия. Это и идеология в том числе. Просто нужно создать условия, для того чтобы государство имело экономически обоснованные и разумные по своей эффективности рычаги создания идеологического продукта. Вы задали вопрос: зачем закон необходим государству? В первую очередь потому, что с экономической точки зрения мы должны создать условия для системного финансирования продукции для детской и подростковой аудитории. Каким мы хотим видеть казахстанца образца 2050 года? Кто будут эти люди? Что они будут из себя представлять с точки зрения коллективного и индивидуального мышления и поведения? Контент, который будет формировать его мировоззрение, должен иметь возможность создаваться сейчас и сегодня. Для этого необходимы квалифицированные кадры, способные разговаривать с ребенком или подростком на современном языке кодов, профессиональный обмен опытом на международном уровне с точки зрения привлечения зарубежных проектов на территорию Казахстана, а также условия для продвижения этой продукции в массы, не говоря о рыночных условиях финансирования. Кроме того, необходимы рычаги, для того чтобы завтра мы не отпускали этого зрителя, а росли вместе с ним, создавая продукцию, соответствующую его визуальному опыту восприятия и возрасту. В сегодняшнем мире именно визуальная продукция закладывает фундаментальные жизненные ориентиры. И сегодня ситуация складывается таким образом, что закон о кино жизненно важен не только профессиональной среде и государству, но и будущему поколению казахстанцев.

Тулеген БАЙТУКЕНОВ, фото из личного архива Ахата ИБРАЕВА и с интернет-ресурсов, Алматы

Поделиться
Класснуть