3067

Приватизация в рассрочку,

или Как правительству помогают избавиться от госсобственности

Глава Нацпалаты предпринимателей Аблай МЫРЗАХМЕТОВ, выступая на съезде НПП, поставил вопрос о проведении приватизации в рассрочку или через доверительное управление. “Учитывая, что сейчас бизнесу тяжело, отсутствие капиталов, чтобы все-таки отечественный бизнес реально по­участвовал в процессе приватизации”, - пояснил он свою просьбу.

Такая позиция Нацпалаты, с одной стороны, совершенно логична, с другой - совершенно наоборот. Это где-то даже эдакая подначка, издевательский посыл против самой идеи затеянного правительством избавления от государственной собственности.
Сами посудите: у нас все-таки рынок, и правительство заодно с НПП заполнено сплошь 100-процентными рыночниками. Ни одного носителя не то что коммунистической, даже слабосоциал-демократической идео­логии на руководящих постах не наблюдается. А на рынке все просто: есть деньги - покупай, нет - не мешайся под ногами, проходи мимо. И вообще продавец не должен вникать в проблемы покупателей - иначе его можно так разжалобить, что он отдаст даром и сам разорится.
Другое дело, что НПП - это не отдельный безденежный проситель, а как раз вся совокупность потенциальных покупателей и есть. И выходит, что если глава НПП не блефует, то правительству самому надо вводить продажи в рассрочку или просто передачу в управление - поиграться, так сказать. Либо заранее согласиться, что ничего масштабного из запланированной “второй волны” приватизации не получится.
Нет, есть еще, конечно, иностранные покупатели (если они есть). Но тогда уже возникает вопрос к продавцу: а иностранцам-то продавать госсобственность зачем? Логика этого вопроса от обратного: а ради чего иностранец решит потратить деньги на приобретение чего-то в Казахстане? Понятно, что ради возврата не только вложенного, но и возможности постоянного вывоза дополнительной прибыли -
другого резона у зарубежного покупателя просто не может быть. Но разве мало у нас и без того источников откачки денег за границу и разве не острое безденежье есть главная нынешняя кризисная беда? Так неужели правительство-продавец за одноразовую денежку согласно посадить всю экономику, все население Казахстана на новые постоянные оттоки?
Но если уж мы заинтересовались логикой продавца, впору спросить: а ради чего вообще затеяна приватизационная “вторая волна”? Ведь только ясный ответ на этот вопрос покажет нам, прав ли в своих требованиях Аблай Мырзахметов или это он так изощренно троллит то ли правительство, то ли собственных предпринимателей.
Так вот, уважаемые читатели, докладываю: ясного ответа не получается.
На сайте НПП есть только ссылка на документ Министерства национальной экономики под много­значительным названием “Анализ макроэкономического эффекта от приватизации”, но там как раз про эффект ничего не сказано, да и то он по итогам лишь 2014 года. Сайт самого Миннацэкономики ни свежести, ни ясности не добавляет - есть лишь отчет об эффективности управления государственным имуществом еще за 2013 год - а куда Министерству торопиться? И там из скучного бухгалтерского перечисления ясно одно - отдача мала. Но поправит ли дела приватизация - не ясно. Ведь наш безденежный частный бизнес - отдай ему хоть в рассрочку - и сам оттуда много не напитается, и туда своих денег вложить не сможет.
Короче, смена безденежного собственника-государства на такого же безденежного частника мало что меняет. Желанной выручки продавец не получит, новый же приобретатель будет пытаться отыг­рываться на персонале да потребителях - вместо эффективности появятся ценовые и иные напряженности.

Вот будь в стране кредит под 3-5 процентов да достаточная платежеспособность населения - тогда частный бизнес, пожалуй, развернулся бы. Но это тема другая, а что касается приватизации - ее смысл неожиданно ясно вытекает из совсем свежего и воистину революционного документа, принятого… как-то незаметно. Это Предпринимательский кодекс 29 октября 2015 года рождения. Там много новых поворотов, касательно же сфер участия государства в предпринимательской деятельности - весьма жестко ограниченный перечень. Это оборона и нацбезопасность, некие стратегические объекты, производства, отнесенные к государственной монополии. Практические лазейки, конечно, можно найти, но дело в принципе: государство само себе отказывает в предпринимательской деятельности. По-своему логично: сплошные рыночники в нашем правительстве собираются сбросить в рынок собственную ответственность за экономику.
Угадайте, что из этого получится.

Пётр СВОИК, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть