Приватизация в рассрочку,
или Как правительству помогают избавиться от госсобственности
Глава Нацпалаты предпринимателей Аблай МЫРЗАХМЕТОВ, выступая на съезде НПП, поставил вопрос о проведении приватизации в рассрочку или через доверительное управление. “Учитывая, что сейчас бизнесу тяжело, отсутствие капиталов, чтобы все-таки отечественный бизнес реально поучаствовал в процессе приватизации”, - пояснил он свою просьбу.
Такая позиция Нацпалаты, с одной стороны, совершенно логична, с другой - совершенно наоборот. Это где-то даже эдакая подначка, издевательский посыл против самой идеи затеянного правительством избавления от государственной собственности.
Сами посудите: у нас все-таки рынок, и правительство заодно с НПП заполнено сплошь 100-процентными рыночниками. Ни одного носителя не то что коммунистической, даже слабосоциал-демократической идеологии на руководящих постах не наблюдается. А на рынке все просто: есть деньги - покупай, нет - не мешайся под ногами, проходи мимо. И вообще продавец не должен вникать в проблемы покупателей - иначе его можно так разжалобить, что он отдаст даром и сам разорится.
Другое дело, что НПП - это не отдельный безденежный проситель, а как раз вся совокупность потенциальных покупателей и есть. И выходит, что если глава НПП не блефует, то правительству самому надо вводить продажи в рассрочку или просто передачу в управление - поиграться, так сказать. Либо заранее согласиться, что ничего масштабного из запланированной “второй волны” приватизации не получится.
Нет, есть еще, конечно, иностранные покупатели (если они есть). Но тогда уже возникает вопрос к продавцу: а иностранцам-то продавать госсобственность зачем? Логика этого вопроса от обратного: а ради чего иностранец решит потратить деньги на приобретение чего-то в Казахстане? Понятно, что ради возврата не только вложенного, но и возможности постоянного вывоза дополнительной прибыли -
другого резона у зарубежного покупателя просто не может быть. Но разве мало у нас и без того источников откачки денег за границу и разве не острое безденежье есть главная нынешняя кризисная беда? Так неужели правительство-продавец за одноразовую денежку согласно посадить всю экономику, все население Казахстана на новые постоянные оттоки?
Но если уж мы заинтересовались логикой продавца, впору спросить: а ради чего вообще затеяна приватизационная “вторая волна”? Ведь только ясный ответ на этот вопрос покажет нам, прав ли в своих требованиях Аблай Мырзахметов или это он так изощренно троллит то ли правительство, то ли собственных предпринимателей.
Так вот, уважаемые читатели, докладываю: ясного ответа не получается.
На сайте НПП есть только ссылка на документ Министерства национальной экономики под многозначительным названием “Анализ макроэкономического эффекта от приватизации”, но там как раз про эффект ничего не сказано, да и то он по итогам лишь 2014 года. Сайт самого Миннацэкономики ни свежести, ни ясности не добавляет - есть лишь отчет об эффективности управления государственным имуществом еще за 2013 год - а куда Министерству торопиться? И там из скучного бухгалтерского перечисления ясно одно - отдача мала. Но поправит ли дела приватизация - не ясно. Ведь наш безденежный частный бизнес - отдай ему хоть в рассрочку - и сам оттуда много не напитается, и туда своих денег вложить не сможет.
Короче, смена безденежного собственника-государства на такого же безденежного частника мало что меняет. Желанной выручки продавец не получит, новый же приобретатель будет пытаться отыгрываться на персонале да потребителях - вместо эффективности появятся ценовые и иные напряженности.
Вот будь в стране кредит под 3-5 процентов да достаточная платежеспособность населения - тогда частный бизнес, пожалуй, развернулся бы. Но это тема другая, а что касается приватизации - ее смысл неожиданно ясно вытекает из совсем свежего и воистину революционного документа, принятого… как-то незаметно. Это Предпринимательский кодекс 29 октября 2015 года рождения. Там много новых поворотов, касательно же сфер участия государства в предпринимательской деятельности - весьма жестко ограниченный перечень. Это оборона и нацбезопасность, некие стратегические объекты, производства, отнесенные к государственной монополии. Практические лазейки, конечно, можно найти, но дело в принципе: государство само себе отказывает в предпринимательской деятельности. По-своему логично: сплошные рыночники в нашем правительстве собираются сбросить в рынок собственную ответственность за экономику.
Угадайте, что из этого получится.
Пётр СВОИК, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы