Я человек военный - пойду куда пошлют!
О работе, семье и о том, к чему пришлось привыкать в Астане, рассказал нашей газете в эксклюзивном интервью бывший замакима Алматы, а ныне замминистра внутренних дел, курирующий сферу ЧС, Юрий Ильин (на снимке).
Признаюсь, мне больше хотелось поговорить с Юрием Викторовичем о личном. Но начали мы с работы, с того, что новоиспеченного замминистра не устраивает в работе подконтрольных ему служб и что он хотел бы изменить.
- О чем можно говорить весной? О паводках, конечно, - начал разговор мой собеседник. - Нас не совсем устраивает работа подразделений “Казгидромета”: отсутствие достаточного мониторинга по республике, нехватка метеостанций, из-за этого мы не можем получить точный прогноз, у нас нет данных по количеству выпавших осадков и воды, которая может образоваться в результате таяния снега. Много вопросов к местным акиматам. Как они готовятся к паводковому периоду? Большинство из них начинают что-то делать в тот момент, когда подтопления уже произошли. Хотя мы проводим и тренировки, и сборы. Эта та работа, которую нужно начинать заранее, но никто на местах этого не делает. С этим нужно что-то делать. Сейчас мы готовим обращение к премьер-министру, в котором изложим свое видение ситуации.
- И что вы собираетесь делать? Вводить штрафы для нерадивых бастыков, которые прошляпили начало паводков?
- Нет, речь не о штрафах. Мы должны учитывать многолетние наблюдения и на их основании проводить заблаговременную обваловку населенных пунктов, устанавливать барьеры, препятствующие проникновению талой воды. Отдельно скажу про вывоз снега. В этом году этот вопрос контролировали из Астаны, и практически во всех населенных пунктах, где работа была поставлена нормально, не было подтоплений. Люди сами должны быть более ответственны: почему, когда случается какая-то беда, все ждут, что придет дядя с лопатой и почистит твой двор. Если ты собственник жилья, то это в первую очередь твоя задача. Ты сам должен убрать снег и очистить территорию, власти следят только за проезжей частью и вывозят его с тротуаров. Недавно мы проводили селекторное совещание, на котором поставили задачу заблаговременно готовиться к паводкам, а не начинать действовать тогда, когда делать что-то уже поздно. То же самое касается и пожарной обстановки, и селеопасного периода.
- Может ли в Казахстане вновь появиться отдельное Министерство по чрезвычайным ситуациям?
- Это вопрос решать не мне, но я считаю, дело не в том, есть ли отдельное министерство, гораздо важнее, насколько эффективно работает то, что уже существует. Вот, к примеру, в системе МВД есть подразделения Национальной гвардии. Они, кроме несения повседневной службы, в случае ЧС оказывают помощь населению. Но это в первую очередь военнослужащие, и они не всегда знают, что и как нужно делать в тех или иных ситуациях. Мы хотим наладить систему их подготовки и обучения, оснастить всем необходимым. За счет этого улучшится оперативность нашего реагирования. И это касается не только военных. В Казахстане не хватает около 170 пожарных частей. Но строить их - дорогое удовольствие: одна обходится примерно в миллиард тенге. Вкладывать такие деньги не всегда целесообразно. Поэтому мы предлагаем создавать в областных и районных центрах головные пожарные части, а в небольших населенных пунктах - посты или депо на два выезда. Это повысит оперативность. Хотим возродить добровольные пожарные дружины. Допустим, в нескольких населенных пунктах, расположенных неподалеку друг от друга, нет пожарного депо, но там есть какие-то предприятия, крестьянские хозяйства. Их сотрудники могли бы объединиться, пройти соответствующее обучение - это мы обеспечим, и в случае необходимости выполнить роль пожарной бригады. А потом закупать технику в рамках проектов государственно-частного партнерства. Кроме этого будет реорганизована система информирования населения о ЧС. Сейчас в тестовом режиме в нескольких многоэтажках Алматы проходит апробацию оповещение через домофон. В эти дома моментально передается информация из кризисного центра департамента по ЧС, и люди сразу же о ней узнают. Им даже не надо снимать трубку домофона. Мы изучим этот опыт и будем рекомендовать эту систему другим регионам.
- Юрий Викторович, давайте немного поговорим о личном. Когда вас пригласили работать в администрацию президента, по Алматы ходили слухи, будто за вас похлопотал лично Ахметжан ЕСИМОВ. Это правда?
- Я благодарен и Ахметжану Есимову, и Бауыржану БАЙБЕКУ, при которых работал, но говорить о том, что сюда меня направил кто-то из них, не совсем верно. Да, до октября 2015 года я был заместителем акима Алматы. Потом меня вызвали в администрацию президента, где я проработал практически полгода, а затем назначили на нынешнюю должность, чего я, кстати, тоже не ожидал. Утром пригласили на собеседование в МВД - и в тот же день уже представили коллективу. Это было 8 апреля. Честно говоря, никогда не думал, что буду занимать пост заместителя министра и сменю на нем Владимира БОЖКО (сейчас - депутат мажилиса. - О. А.).
- Из всех бывших замов Есимова только вы теперь занимаете такой высокий пост?
- Мне часто приписывали то, чего на самом деле не было. Например, говорили, что я родственник нашего чемпиона Ильи ИЛЬИНА, но к нему я отношения не имею, хотя и горжусь тем, что мы однофамильцы. Скажу одно: как человек военный я привык к тому, что меня могут направить куда угодно. Как говорится, если в деле нужен и меня куда-то посылают - я пойду.
- К чему пришлось привыкать в Астане?
- Меня пугали тем, что здесь суровая зима. Но когда ты приходишь на работу в восемь утра, а возвращаешься домой после десяти вечера, зимы ты практически не видишь. Почти все время я проводил в кабинете. Правда, к погоде все же пришлось привыкать. Когда приехал, было тепло. Но дня через три резко похолодало, на улице было минус 14, и та одежда, в которой я был, ей не соответствовала. Пришлось утепляться по ходу. Детям немножко купили одежды, а в остальном проблем не было. Единственное, что я приобрел - меховую шапку, таких я никогда не носил в Алматы. Почти сразу понял, что без нее не обойдусь. Кстати, это была моя первая покупка в столице. Наверное, сложнее было моей семье, им пришлось привыкать. Я сразу же стал искать съемную квартиру, в которой мог бы жить с женой и детьми. Это было в ноябре, нужно было срочно решать вопрос, где будет учиться мой сын-четвероклассник. Так что перебрались в столицу быстро. Трехлетняя дочь, выходя во двор зимой, говорила: “Холодно”. Старший сын перешел в новый класс. Жена скучала по близким. Но то они приезжали к нам, то супруга ездила в Алматы. Вроде стали обживаться. Нашли хороший парк неподалеку от дома - зимой катались там с горок, потом узнали, что в одном из торговых центров есть мини-зоопарк - теперь любим ходить туда. В конце марта пришла еще одна хорошая новость: старший сын, который живет в Алматы, сделал меня дедушкой - у него родился сын. Так что семья адаптировалась нормально.
- Неужели вообще не скучаете по Алматы?
- Алматы все равно остается любимым городом. Но, думаю, учитывая мою специфику работы, я буду посещать его часто. Пока же после своего ухода с поста замакима я был там только один раз - в декабре. Хотя за новостями, связанными с этим городом, слежу. Общаюсь с бывшими коллегами - с новым замакима (Алматы. - О. А.) Румилем ТАУФИКОВЫМ, у нас с ним хорошие отношения.
- Совета у вас не спрашивает?
- Первое время бывало - все-таки раньше у него была другая специфика работы. А теперь нет - прошло достаточно времени.
- Коллеги вас хорошо приняли?
- Считаю, что я неконфликтный человек и стараюсь не оставлять о себе плохого впечатления у тех людей, с которыми работаю. Не занимаюсь подковерными играми, пытаюсь адаптироваться в любой ситуации и принимать тех людей, которые оказываются рядом со мной. Сейчас почти все свое время провожу на работе - это стиль Астаны. Здесь все так живут. Отпуск? Я уже второй год без него, и неизвестно, когда он будет.
Оксана Акулова, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана