Падать некуда расти
Ответа на вопрос, где будет поставлена запятая, нам остаётся только ждать
Последнее время стоимость тенге к доллару пусть и по чуть-чуть, но растет - маятник рыночного курса качнуло в обратную сторону. И это возвращает нам некоторую надежду: неужто дно кризиса уже позади и вожделенная стабилизация достигнута? В конце концов, для человека главное - уверенность в завтрашнем дне или, на худой конец, та или иная определенность в ожидании будущего. В этом смысле курс национальной валюты - самый первый и главный показатель, поскольку нет более наглядного и каждого из нас касающегося мерила состояния экономики. Вопрос: надолго ли это обнадеживающее укрепление и как далеко может оно зайти?
От Национального банка и правительства ждать определенного и долгосрочного ответа бесполезно. Даже слов “ничего такого резкого не будет” мы больше не дождемся. Дескать, стоимость нефти пока немножко стабилизировалась, курс тенге тоже, а дальше - как пойдет. Совсем уж резкие колебания - да, будут сглаживаться, а остальное... рынок покажет. Ну и, конечно, произносятся ритуальные заклинания о пользе (вариант - необходимости) предпринятой с августа прошлого года почти двукратной девальвации. Только это, мол, позволило сберечь валютные резервы страны и устоять перед напором подешевевшего российского импорта.
Ну что же, попробуем сами разобраться, чего нам ожидать дальше.
Начнем с состояния валютных резервов - см. график № 1.
На первый взгляд с ЗВР Нацбанка (а именно забота об их сохранности лежит в основе регулирования курса национальной валюты) ничего такого резкого не происходит. Ну да, после вызванного мировым кризисом 2007-2008 годов спада они потихоньку росли вплоть до первых месяцев 2015 года, потом колебались почти на одном уровне - аккурат до девальвационного августа. Позже Нацбанку пришлось их чуть-чуть потратить, сглаживая (устроенную им же) панику обесценивания тенге. Но все последние месяцы регулятор как раз скупает доллары, не давая тенге дорожать обратно. Это к уже не раз поднимаемому нами вопросу о ненужности и чрезмерности девальвации. Но коли дело сделано - ничего не попишешь. В целом же, повторим, по состоянию ЗВР никак не скажешь, какие курсовые скачки и шараханья творятся с нашей валютой.
Зато многое объясняет вторая кривая - динамики валютных запасов Национального фонда. Вот эти запасы неуклонно росли всегда, даже в упомянутый кризис. А переломила накопительную тенденцию программа “Нурлы жол”, объявленная в ноябре 2014 года. С этого времени дополнительная валюта и стала активно заводиться в экономику, компенсируя спад экспортной выручки из-за падения сырьевых цен.
И, как видим, начатая с августа девальвация смогла успокоить расходную тенденцию. Правда, к накоплению НФ не вернулся, но сальдо прихода-расхода примерно обнулил. То есть некоторая стабилизация действительно достигнута. Но что дальше?
Понять это поможет график № 2, показывающий соотношения двух главных статей получения и расходования валюты Казахстаном - экспорта и импорта.
Именно это и определяет вектор давления - вверх или вниз - на курс тенге. И если мы посмотрим на нынешние значения, то обнаружим возврат к показателям… как раз докризисного 2006 года. Другое дело, что теперь-то мы знаем, что тогда было дальше: резкий, но краткий спад, потом быстрое восстановление и растянутые на 2010-2014 годы надежды-уверения о преодолении кризиса, потом…
Потом же случилось не временное падение нефтяных цен, а перевод их в диапазон реальной мировой рентабельности - на всю обозримую перспективу.
А это, если смотреть трезво, свидетельствует: временная стабилизация тенге достигнута лишь за счет общего экономического падения. Девальвация помогла экспортерам дополнительно сократить возврат валюты в страну, а за небольшой откат к укреплению тенге приходится благодарить ускоренное падение импорта за счет уменьшения платежеспособности как населения, так и всей производительной экономики.
Итак, прежнего источника экономического роста - повышения сырьевых цен - у нас больше нет. И мы, как самолет, израсходовавший топливо, находимся в планирующем, так сказать, падении. При этом попытка поднабрать скорость через девальвационное пике тоже исчерпана - второго такого грандиозного эксперимента даже российская (не говоря уже о нашей, экономико-политическая конструкция может не выдержать...)
Но и снижаться бесконечно тоже невозможно. Поэтому впереди у нас неизбежный перелом в ту или иную сторону, остается только ждать.
Пётр СВОИК, графики Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы