2340

Деньги любят счёт

Ровно 20 лет назад, 19 апреля, был образован Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета. О результатах его деятельности за прошедший период и о том, как используются деньги налогоплательщиков, в интервью “Времени” рассказал председатель этого комитета Козы-Корпеш ДЖАНБУРЧИН (на снимке).

- Козы-Корпеш Есимович, с какими результатами высший орган государственного аудита страны встречает свой юбилей? Есть чем гордиться?
- Думаю, да. За этот сравнительно небольшой срок создана практически с нуля необходимая методическая и методологическая база. Разработаны и приняты основные нормативные правовые акты. Проведена большая организационная, контрольная, аналитическая работа, направленная на развитие отечественной системы государственного финансового контроля и повышение финансовой дисциплины.
В конце прошлого года глава государства Нурсултан НАЗАРБАЕВ подписал Закон “О государственном аудите и финансовом контроле”, предусматривающий внедрение в стране государственного аудита в соответствии с мировыми стандартами. С принятием этого закона, уже активно работающего в нашей стране, усилена роль Счетного комитета в повышении эффективности использования бюджетных средств, координации деятельности всех органов госаудита и финконтроля. Нам предоставлен ряд дополнительных полномочий.
Но мы не рассматриваем их как усиление своего влияния или значимости. Мы говорим о другом: насколько возросла ответственность Счетного комитета перед президентом и обществом. Насколько эффективно мы сможем использовать новые функции, соответствовать возложенной на нас ответственности.
За 20 лет деятельности выявлен масштабный объем финансовых нарушений. Это триллионы тенге. Разработаны конкретные рекомендации в адрес исполнительной власти о противодействии этим нарушениям, исправлении недостатков и допущенных недоработок.
В целом хочу подчеркнуть, что за прошедшие годы Счетный комитет стал полноправным участником бюджетного процесса. Мы имеем возможность донести свое независимое мнение в первую очередь до главы государства, парламентариев и широкой общественности.
Прошедшее время показало, что есть независимый орган государственного аудита, который способен показать, что реально происходит со средствами налогоплательщиков. И это, пожалуй, самое главное.
- Вы сказали о масштабных нарушениях. Можно поконкретнее на этот счет?
- За прошедший период мы провели 734 контрольных мероприятия, выявили нарушений на сумму свыше 4 трлн. тенге. В бюджет удалось возвратить и восстановить посредством выполненных поставщиками обязательств более 316 млрд. тенге. Эта сумма, к слову, в 35 раз превышает затраты государства на содержание самого Счетного комитета!
По итогам проведенных аудиторских мероприятий правительству и объектам контроля дано 2254 рекомендации и поручения. В правоохранительные органы мы передали 376 материалов контроля, по ним возбуждено 72 уголовных дела.
- Какие нарушения чаще всего выявляются вашими аудиторами?
- Читатели должны понимать из самой сути нашей деятельности, что мы выявляем нарушения именно в сфере использования бюджетных средств. По­этому чаще всего мы устанавливаем факты несоблюдения бюджетного законодательства. Это ошибки, допускаемые при составлении бюджетных заявок, оплата невыполненных объемов работ, несвоевременное освоение бюджетных средств. Кроме того, выявляются миллиардные суммы в сфере госзакупок, нарушения законодательства о строительной деятельности, нарушения, связанные с бухгалтерским учетом, отчетностью.
Казалось бы, все процедуры государственных закупок прописаны, просто их нужно соблюдать. Однако на деле мы зачастую выявляем, что к госзакупкам допускаются поставщики, не соответствующие предъявляемым требованиям, или, наоборот, скажем так, “не свои” необоснованно отклоняются по непонятным причинам и так далее.
О нарушениях в области строительной деятельности мы говорим постоянно, выявляем эти нарушения практически при каждой проверке. А в регионах они всегда одни и те же. Это, к примеру, строительство проектов без соответствующей сметной документации, без разрешений и контроля соответствующих органов.
В результате всех этих нарушений происходит нерациональное расходование бюджетных ресурсов, которыми располагает страна. Понятно, что в условиях, когда каждый тенге на счету, важно, чтобы все выделяемые средства достигали качественного результата и доходили по назначению. Особенно это значимо для органов, которые занимаются социальной политикой, осуществляют меры социальной поддержки населения.
- Бытует мнение, что наказание за такие нарушения довольно мягкое...
- Прежде всего Счетный комитет призван выявлять нарушения, а с принятием Закона “О государственном аудите и финансовом контроле” - их предупреждать и предотвращать. Привлечение к дисциплинарной ответственности по нашим поручениям, возбуждение административных дел, штрафы - вот наши формы наказания. Мне сложно сказать, нужно ли еще ужесточать наказание. Хотя бывают вопиющие случаи нарушений! И, наверное, в таких случаях исполнители заслуживают более жесткого наказания, чем то, которое сейчас предусмотрено.
- Если я правильно понимаю, с принятием нового закона страна переходит на государственный аудит. Что это значит? Как конкретно это отразится на деятельности возглавляемого вами ведомства? Поясните, пожалуйста.
- Как известно, государственный аудит, общепринятый во всех демократических странах, нацелен не на выявление, а на предупреждение, профилактику нарушений. Поэтому во главу угла мы теперь ставим анализ причин нарушений. Что способствовало их возникновению? Может быть, законодательство требует изменений? Или это связано с недоработками на организационном, управленческом или еще каком-либо уровне? Вот к каким выводам мы будем стремиться.
Это некий, я бы сказал, новый качественный этап в деятельности Счетного комитета. Мы долго шли к государственному аудиту, за это ратовали мои предшественники, проводилась последовательная кропотливая работа, которая и привела в конечном итоге к принятию названного нового закона.
- В стремлении соответствовать международным стандартам, наверное, использовался и опыт зарубежных коллег?..
- Конечно. Счетный комитет Казахстана всегда занимал весьма активную позицию в этих вопросах. Мы сотрудничаем с международным аудиторским сообществом довольно плодотворно и по различным направлениям. Это, несомненно, одна из важных составляющих нашей деятельности.
За прошедшие годы установлены партнерские отношения с высшими органами финконтроля ближнего и дальнего зарубежья. Мы вошли в состав международной, европейской и азиатской организаций высших органов финансового контроля. Кроме того, являемся членами советов руководителей высших органов финансового контроля стран СНГ и ШОС и сейчас продолжаем активно работать в многостороннем формате.
Проводим совместно с зарубежными коллегами проверки, представляющие взаимный интерес. К примеру, на протяжении последних нескольких лет - по вопросам применения и распределения таможенных пошлин в рамках Таможенного союза, в нынешнем году - Евразийского экономического союза. В рамках двустороннего сотрудничества активно взаимодействуем со Счетной палатой России.
Думаю, что за небольшой период деятельности Счетного комитета это очень хорошие результаты.
- Козы-Корпеш Есимович, вы возглавляете Счетный комитет более двух лет. Какое “наследство” вам досталось? Помогает ли прошлый опыт?
- Думаю, что любой опыт полезен в работе. Я по специальности экономист-математик, окончил Московский экономико-статистический институт. В разное время работал в Высшем экономическом совете при президенте Казахстана, был экономическим советником главы государства, заместителем акима Алматы, вице-министром обороны по экономике и финансам, работал в Совете безопасности. Опыт, приобретенный мной на всех этих должностях, конечно же, очень сильно помогает. Но раньше я работал в сфере исполнительной власти. И если смотреть с точки зрения исполнения бюджета, то больше занимался вопросами эффективного освоения бюджетных средств.
Сегодня на меня как на главу Счетного комитета возложен контроль за эффективным использованием госсредств. В этой связи я смотрю на деятельность правительства, государственных органов с другой стороны - с позиции аудитора. Конечно, приходится выявлять недостатки, нарушения, узкие места, обращать на это внимание органов исполнительной власти, критиковать, в том числе и бывших коллег, предлагать пути решения имеющихся проблем.
Насколько эффективно это получается, не мне судить. Оценку нашей работе дают прежде всего президент, депутаты парламента. Но, разумеется, мы стараемся соответствовать той степени ответственности, которая на нас возложена.
Что касается “наследства”… Я думаю, что если каких-то результатов Счетный комитет и смог добиться, то это благодаря сбалансированной преемственности в работе, включая фундамент, заложенный с начала образования ведомства, и преобразованиям моих предшественников. За 20-летний период мы стали действительно эффективным органом государственного аудита. И в этом, конечно, большая заслуга коллектива и бывших председателей Счетного комитета.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить коллег за ответственную и сложную работу, которую они делают. Штат Счетного комитета по сравнению с аналогичными зарубежными структурами небольшой - всего 120 человек. Из них 57 аудиторов. Зачастую они подолгу бывают в командировках, иногда по 2-3 месяца, не видят семьи, приезжают на несколько дней - и снова в дорогу. Поэтому желаю своим коллегам здоровья, терпения и не терять принципиальности на объектах аудита.
Кроме того, хочу поздравить с юбилеем всех ветеранов Счетного комитета. Это Мусиралы УТЕБАЕВ, Омархан ОКСИКБАЕВ, Алтай ЗЕЙНЕЛЬГАБДИН, Ануарбек СУЛТАНГАЗИН, Алданыш НУРУМОВ, Зинаида ЗАГОСКИНА и многие другие. К сожалению, формат интервью не позволяет назвать всех. Именно они стояли у истоков системы государственного аудита и финансового контроля и внесли, несомненно, свой вклад в ее становление и развитие.

Самат АШИМОВ, Астана

Поделиться
Класснуть