6219

Что происходит в Carlux?

Никак не утихает скандал вокруг одного из игроков автомобильного рынка - компании Carlux. На главу фирмы Сергея СКОРИКОВА пожаловались клиенты: они утверждают, что поставщик машин не выполняет своих обязательств, при этом не желая возвращать деньги. Наша газета уже писала об этом конфликте, в котором сейчас разбираются правоохранительные органы. Свою точку зрения по поводу сложившейся ситуации “Времени” высказал сам Сергей Скориков. 

- Наверное, полноценным автосалоном Carlux можно называть с 2007 года, - говорит Сергей Скориков. - И с первого дня работы, вплоть до 2015 года, ни один из наших уважаемых и дорогих клиентов не уходил от нас недовольным. Один из покупателей даже подарил мне породистого щенка за машину. Так что поймите: ни один бизнесмен, тем более вложивший столько сил и денег, как мы, и переживший кризис 2008 года, не будет так легко терять свой имидж.
- Что касается возникшей ситуации с клиентами, - продолжает владелец компании, - то сейчас не только у Carlux, но и у всей отрасли проблемы. Из-за скачков курса тенге автомобильный рынок практически умер. Наш автосалон осуществляет поставку машин зарубежных брендов, таких как Toyota, Land Rover, Audi, Nissan, Chevrolet, Opel, а из-за плавающего курса тенге наши риски возросли в несколько раз. Хочу напомнить вам и уважаемым читателям еще не утратившую свою актуальность наболевшую недавнюю историю, которая известна, думаю, любому казахстанцу. Еще 10 февраля 2014 года один доллар стоил 155 тенге, а уже 11 февраля он вырос до 185 тенге. Поскольку любой дилер покупает автомобили за доллары, эти изменения ударили по нам сильнее всего. Буквально за несколько часов стоимость машины выросла на 17 процентов. Договоры с нашими уважаемыми покупателями были, как и положено по законодательству, заключены в тенге. И вот так, за несколько часов, мы потеряли очень серьезные деньги. Весь удар курсовой разницы мы взяли на себя. И этот кризис произошел только по этой причине. Сейчас, конечно же, получив такой горький опыт, мы изменили договоры, которые заключаем с нашими клиентами, указав в них поправку на курс валюты. Хочу заметить: следуя законодательству, оплату мы принимаем только в тенге, поскольку операции в других валютах запрещены. И теперь мы прописываем в договорах, что в случае изменения цены риски несет покупатель.
Из-за чего чаще всего возникают задержки по поставке авто? Глава Carlux объясняет, что это зачастую связано с экономическими трудностями.
- Возьмите российскую экономику, - приводит пример Сергей Скориков. - Там ситуация тоже очень сложная, и нередко бывает, что дилер меняет цену 2-3 раза в течение одного месяца, плюс рубль может за несколько дней рухнуть на 10-15 процентов. Клиент может заказать у нас машину за одну сумму, а по факту ему придется доплачивать, о чем мы сразу всех предупреждаем. Я могу сказать, что не только у нас, но и у других казахстанских дилеров были и бывают отказы, случаются и задержки. Вот еще один простой пример: поставщик обещает отгрузить нам машины 1-го числа месяца, мы заказываем автовозы, но машины поступают на склад только 15-го. Держать автовоз пустым две недели мы не можем - у него один день простоя стоит тысячу долларов. Автовоз уезжает, а возвращается только 25-го. Вот вам и месяц уже набежал. Это особенности нашего бизнеса. Мы можем помочь купить машину гораздо дешевле, чем у официального дилера. Но есть риски, и покупатели понимают их и, если берут машину так называемым методом доставки “под заказ”, должны их знать.
Мы уже писали о том, что несколько клиентов обратились с заявлениями в полицию, среди них алматинцы Дмитрий СТРАЖНИКОВ и Нелли ЕГОРОВА (см. “Гонка за дилером”, “Время” от 29.10.2015 г.). Почему же конфликт зашел так далеко?
- Давайте начнем с того, что данный конфликт - большое огорчение для нас, - объясняет Сергей Скориков. - И я хочу принести просто громаднейшие извинения за данную ситуацию нашим клиентам. Что касается уважаемого клиента господина Стражникова, то его договор был заключен не с Carlux, а с компанией “Алем Пром” - фирма, у которой Carlux покупает машины. Не кривя душой, скажу: эта компания принадлежит моей супруге, но она работает не так, как Carlux. “Алем Пром” приобретает автомобили определенной марки оптом, выступая как дистрибьютор, и получает за счет этого хорошие скидки. Стражников подписал договор с этой фирмой, но претензии адресовал почему-то в Carlux. При этом указал в заявлении, что никто с ним не хотел разговаривать, весь наш коллектив - а это более 70 сотрудников в двух автосалонах - прятался от него, и господин Стражников чуть ли не ночевал возле нашего автоцентра, потому что его машину не могли привезти несколько месяцев. Но обращаю ваше внимание на то, что офис как работал, так и работает в обычном режиме, а задержка по доставке Дмитрию Стражникову была около 10 дней! Впрочем, это дела давно минувших дней. Все деньги, которые он заплатил в “Алем Пром”, компания ему вернула в полном объеме. Стражников написал расписку, что претензий к нам не имеет. При этом заявление из полиции он не забрал - то есть денег ему никто не должен, но он продолжает нас подозревать в каких-то преступлениях.
- Пара слов об уважаемой госпоже Егоровой, - продолжает Сергей Скориков. - Она действительно клиент Carlux, хотела приобрести машину через нашу компанию. В очередной раз упал курс тенге, плюс поставщик поднял цену на машину. Разница получилась существенная, и она приняла решение отказаться от покупки. Было составлено соглашение о расторжении договора, но деньги мы ей не могли вернуть, если я не ошибаюсь, больше недели. Просто не могли ее найти. Звонили, отправляли уведомления. Потом она пришла, спокойно забрала деньги.
Я, положа руку на сердце, скажу: в большинстве случаев мы заключаем мировые соглашения с нашими клиентами и находим компромиссы - нам конфликты не нужны, мы готовы к диалогу.
Если со всеми недовольными клиентами удалось договориться, откуда возникло уголовное дело? Вся загвоздка, как утверждает глава компании, связана исключительно с одним человеком.
- Главные претензии к нам исходят от уважаемого Рустама ДЖЕКСЕКОВА, - утверждает владелец Carlux. - Сразу хочу заверить - он не работник нашей фирмы, никогда не был владельцем или учредителем компании. Рустам Джексеков был одним из постоянных клиентов. Я не ошибусь, если скажу, что с 2012 года он неоднократно заказывал автомобили в автосалоне Carlux, какие-то забирал, от каких-то отказывался. Именно его заявления и легли в основу уголовного дела. Он передал следствию 20 договоров купли-продажи, якобы заключенных со мной как с руководителем компании. При этом ни в одном документе нет ни подписи директора, то есть моей, ни подписи наших сотрудников. Да, есть печать. Но без подписи документы недействительны, то есть не имеют юридической силы. Однако следователь начинает досудебную проверку и меня спрашивает: почему не отдаете машины гражданину Джексекову, которые он у вас купил? Я поясняю:
предположим, он их купил. Где подтверждение того, что клиент заплатил нам за эти машины? Мне показывают бумаги, выданные нашей кассой. Действительно, мы принимали деньги от Джексекова - он же неоднократно заказывал машины. Но эти деньги клиент вносил в кассу совсем по другим автомобилям и другим договорам. При этом полицейских даже не смущает, что в договорах купли-продажи прописана одна сумма, а в приходных ордерах из бухгалтерии - совершенно другая! Следователь мне говорит: а этот клиент за две машины платил или вносил предоплату. Но все равно суммы не совпадают! Тогда мы предоставили всю бухгалтерскую документацию по сделкам с Джексековым. Джексеков утверждает, что эти документы не подписывал и его подписи мы подделали. Следователь назначает почерковедческую экспертизу, которая выносит заключение, что все подписи за Рустама Джексекова, за его жену, за его сына, за его тестя выполнил один и тот же человек - Рустам Джексеков! То есть уже установлено, что деньги он не только нам приносил, но и забирал, и в расходно-кассовых ордерах его подписи. При этом соглашения, которые лежат в основе уголовного дела, составлены в мае, а деньги в бухгалтерию он вносил в феврале. То есть сначала заплатил, а потом решил оформить документы? Ну это же нелогично. Теперь мы просим следователя - назначьте экспертизу этих 20 документов, давайте выясним, кто составлял эти бумаги, вписывал туда своей рукой анкетные данные покупателя, название автомобилей, ВИН-коды. Только почему полицейские этого делать не хотят? И что немаловажно, договоры составлены неправильно - наши сотрудники все данные по клиенту вносят в документы на компьютере, после чего бумаги распечатывают и подписывают. Я могу сказать однозначно: бумаги, которые Джексеков предоставил полиции, ненастоящие, то есть поддельные. Но полицейские почему-то им верят, и их совсем не смущает тот факт, что они не подписаны руководством компании и заполнены от руки.
Именно после того как полицейские начали проверять деятельность компании, у Carlux начались настоящие трудности.
- Вы знаете, я предполагаю, что цель атаки - не завладеть 20 машинами, а забрать весь бизнес. Мне об этом уже намекали. Джексеков написал заявления по поводу 20 машин, вот полиция и изъяла у нас ключи и документы на все эти автомобили, - считает Сергей Скориков. - Сейчас они изъяты и находятся у следователя в сейфе. Постановления об аресте автомобилей нет. Машины есть, но пользоваться ими нельзя. А сумма по изъятым у нас следователем ключам и документам на автомобили превышает 350 000 000 тенге! При этом за эти 9 месяцев много чего произошло - тенге ушел в свободное плавание, автомобили подешевели в несколько раз, рынок фактически встал.
Вот для сравнения: в 2014 году мы продавали по 60-70 машин в месяц, за год заплатили только налогов более 700 000 000 тенге. Сейчас продаем две машины в месяц. Нашу работу фактически заблокировали. Это не просто 20 машин, ключи и документы от которых забрал следователь. Это наши активы, средства для оборотного капитала. И нас блокируют из-за поддельных договоров! Мало того, за всем происходящим, по моему мнению, стоят высокие чины из руководства МВД РК. Иначе откуда Джексекову в подробностях известно, какие команды дает начальник следственного комитета МВД Казахстана АМИРОВ своим следователям? Почему Джексеков четко знает, где и когда будет проходить аудиторская проверка нашей компании, а также оплачивает эту проверку из собственных средств и постоянно контролирует ее процесс? Почему следствие закрывает глаза на те факты, что Джексеков предоставляет им поддельные договоры и отказывает нам в проведении экспертизы по ним? Почему следователей не смущает тот факт, что Джексеков отрицает получение денежных средств в нашей компании, но проведенная экспертиза однозначно делает вывод, что все подписи сделаны самим Джексековым? Почему следователей интересует целевое использование денег, полученных компанией от клиентов? Следствие также интересуют финансово-хозяйственная деятельность нашего ТОО и даже наши поставщики и партнеры за рубежом. Как и на каком основании следствие может вести уголовное дело по заявлению клиентов, которые получили назад внесенные ими деньги и не имеют к компании претензий? Должен быть ответ на все эти вопросы, и он есть. Не может все происходящее обходиться без вмешательства руководства МВД РК. И я знаю, почему это происходит. Компанию целенаправленно доводят до банкротства. Блокируют работу предприятия любыми способами вплоть до назначения налоговых проверок. Конечно, в такой ситуации я вынужден увольнять работников, минимизировать расходы предприятия по максимуму. Летом появились заявления в полицию, а осенью мне несколько раз звонили незнакомые люди и предлагали решить данную проблему. Все, что от меня требуется, - продать им свой бизнес по минимальной стоимости. То есть подарить.
А Carlux сейчас - это не просто фирма по заказу автомобилей, не просто ангар с пятью машинами и двумя менеджерами. Мы за два года построили свой современный автосалон и сервис, закупили дорогостоящее современное оборудование, начали обслуживать автомобили по гарантии. По состоянию на январь 2015 года в компании работало более 120 сотрудников, и по плану мы должны были к концу 2015 года предоставить еще 50-70 рабочих мест в нашей компании. А в настоящее время штат компании составляет не более 15 человек, и с каждым днем все сложнее содержать людей, платить заработную плату и налоги. Видимо, кому-то наше предприятие приглянулось. Остается только догадываться кому! Можно построить аналогичный бизнес, но на это уйдет много времени и сил. Мне понадобилось 8 лет, для того чтобы всего этого добиться, а сейчас мое детище просто хотят отобрать вот таким способом.
- Вы уверены, Сергей Николаевич, что сумеете доказать свою правоту и Carlux продолжит работу?
- Конечно, Carlux на казахстанском рынке многие официальные дилеры не любят и называют нас “серыми дилерами”, потому что мы с самого начала придерживались политики дешевых цен, но однозначно мы будем повышать нашу планку в обслуживании клиентов, - утверждает первый руководитель компании. - Carlux всегда старается во всем угодить своим клиентам. Это наша политика. И в первую очередь это касается стоимости автомобиля. Иногда разница в цене между официальным дилером и нами составляла до 30 процентов. Да, придется подождать, даже рискнуть, ведь цена во время доставки может поменяться. Но зато можно приобрести автомобиль гораздо дешевле, чем у официального дилера. То же самое касается нашего сервиса. Мы предоставляем на привезенные нами автомобили гарантию, при этом цены на сервисное обслуживание в несколько раз ниже, чем у других дилеров, а качество запчастей и квалификация сотрудников на самом высоком уровне. Мы всегда стараемся идти в ногу со временем и предоставлять клиенту максимум положительных возможностей.
В заключение хотел бы сказать всем читателям и нашим клиентам, что, несмотря ни на что, Carlux продолжает работать, развиваться, мы также возим автомобили, продаем уже привезенные, сервисный центр по ремонту автомобилей открыт семь дней в неделю. И бизнес никому продавать не собираемся. Всегда будем рады вас видеть у нас!

Михаил Козачков, Алматы

Поделиться
Класснуть