Стране не хватает... государства
Тенге вроде бы успокоился, пенсионные деньги отправлены на помощь банкам и экономике. Что дальше? А дальше - распродажа госсобственности.
“Все национальные компании будут приватизированы, включая нефтяные, железнодорожные и телекоммуникационные” - это цитата из интервью премьер-министра Карима МАСИМОВА агентству Рейтер, данного еще на экономическом форуме в Давосе.
И тут главный вопрос не в том, почему столь масштабная приватизация - от 65 системообразующих госкомпаний в металлургической, нефтегазовой, электроэнергетической, телекоммуникационной, железнодорожной и авиационной отраслях и до областных аэропортов, районных газет, киностудий, курсов повышения квалификации и домов отдыха - предпринимается именно сейчас. Понятное дело - кризис. А в том, как это вообще могло получиться, что за 20 с лишним лет масштабных рыночных реформ, начавшихся, кстати сказать, под лозунгом разгосударствления и приватизации, под государством сохранился столь мощный пласт неприватизированной собственности?
Великий златоуст российской политики Виктор ЧЕРНОМЫРДИН как-то сказал: “У нас что ни собирай - получается автомат Калашникова”. А применительно к нашему правительству этот перл можно перефразировать так: что бы оно ни делало, получается, конечно, и рынок, и капитализм, но непременно государственный. Отбросив долю шутки, которая, как известно, есть в каждой шутке, признаем: это объективно. В конце концов посмотрим на структуру самой власти, четверть века строящей у нас рыночную экономику: это сугубо централизованная управленческая вертикаль. С назначаемыми сверху вниз территориальными и городскими-сельскими управляющими.
Даже объединения предпринимателей - и те выстроены по вертикали Национальной палаты с ее региональными филиалами.
Тогда как в диверсифицированных развитых экономиках система госуправления тоже диверсифицирована: там вам и местное самоуправление, и реальное разделение судебной, исполнительной и представительной власти, и многопартийная конкуренция в самом законодательном органе.
И коль скоро вопрос диверсификации собственно власти в текущей повестке не стоит, пора бы поскорее понять, чем оптимально загрузить столь родное нам централизованное правление, особенно во время кризиса. Потому что бюрократическая вертикаль, если ничем серьезным ее не грузить, сама себе находит естественное применение - распиливание проходящих через нее финансовых потоков. Которые, кстати сказать, в такой системе управления никак не могут проходить мимо той или иной чиновной инстанции. Добавьте сюда еще борьбу с собственной коррупцией, обостряющуюся по мере кризисного сокращения экономических потоков, и вот вам зацикленная сама на самоё себя форма существования бюрократического организма.
И еще важно понимать, что сложившаяся у нас экономическая структура конгруэнтна вертикали власти: не слишком разнообразна, чтобы не терять управления. Холдинги, нацкомпании, их дочки-внучки и масса более мелких квазигосударственных предприятий и организаций - это естественный для нас симбиоз власти и экономики.
Но оставим пока разговоры о необходимости модернизации собственно политической власти. Сегодня гораздо более актуален другой вопрос - выживание экономики и населения. И сопутствующий: насколько это выживание способно обеспечить действующее правительство? А это самое правительство, как и все предыдущие, в свою очередь стоит перед постоянным выбором: больше рынка или больше государства?
Если мы посмотрим все без исключения правительственные программы всех лет рыночных реформ, в них обязательно присутствует упование и на саморегулирующую силу рынка - с одной стороны, и на некие планы импортозамещения, индустриализации-инновации, фактически противостоящие рыночному течению, сносящему нас исключительно в экспорт сырья и импорт готовых товаров - с другой. А в две противоположные стороны шагать не получится - хорошо, если только штаны порвешь…
Так вот, правительство пока явно уповает на рынок: уже отправлена в свободное плавание национальная валюта, осталось сбросить в конкурентную среду еще и нацкомпании.
Но вылечила ли экономику девальвация? Вопрос риторический: падение тенге кризисных проблем не решило - оно их усугубило. Могу ошибиться, но такого же эффекта приходится ждать и от приватизации.
Поэтому уважаемый премьер с министрами и акимами напрасно пытаются убежать от кризиса, доверяя судьбу национальной валюты и госсобственности “невидимой руке рынка”. Будьте, по крайней мере, логичны: коль скоро вся власть у вас, а депутаты на подхвате, возьмите ответственность на себя!
Ибо сейчас стране остро не хватает не рынка, а государства.
Пётр СВОИК, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы