Ипотека - не потеха
Прошедшие в Алматы “марши ипотечников” против некоторых банков навевают тревожные мысли…
Оттолкнемся от прошлого - я сам имел немножко родительское отношение к тому, что стало называться движением “Оставим народу жилье”. Когда после кризиса 2008-2009 годов, обрушившего ипотечную эйфорию, несколько отчаявшихся женщин пришли за советом, я им сказал: исходите из того, что напрямую ваша проблема не решается. Это двухсторонний тупик.
Никто вам вашу задолженность не простит, никто не пересчитает кредит под упавшие цены на жилье, не уменьшит его, не растянет во времени и не заморозит. Банки, может быть, и сами бы рады списать со своих балансов ваши безнадежные долги, но у них такой возможности нет. А попытки выселения они предпринимают вовсе не для того, чтобы продать ваши заложенные квартиры на рынке. Такая перспектива страшит их еще больше, чем вас - боязнь оказаться на улице. Ведь жилищно-спекулятивный пузырь раздут во многом за счет самих банков, рынок держится только благодаря неподвижности, и массовая распродажа залогов его обрушит.
Поэтому создайте организацию, держитесь друг за друга, сопротивляйтесь выселению - всеми законными средствами. И обязательно имейте обоснование своей позиции плюс конструктивные предложения.
Да, вы сами виноваты - знали, на что шли. Тем более что далеко не все из вас взяли ипотеку ради единственной крыши над головой, многие сами включились в спекулятивную спираль. Но все равно не вы раздували цены на жилищном рынке, не вы устанавливали заоблачные проценты и не вы навязывали банковским менеджерам и оценщикам завышенные стоимости залоговых квартир. И не вы в конце концов устроили мировой кризис, лишивший вас работы, а значит - платежеспособности. Тут вашей вины неучета рыночных рисков примерно на треть. А другие две трети - это банки и надзирающие за финансовой деятельностью инстанции. А если совсем по-честному, то половина вины - ваша, другая - правительства и Нацбанка, допустивших суперспекулятивный разогрев рынка жилья и ипотеки.
Что же делать?
Предложения, они очевидны. На пользу всем надо заморозить ситуацию до появления возможностей ее развязки. Например, государство создает фонд проблемных кредитов, скупает у банков всю зависшую ипотеку, с дисконтом, конечно, и уже само передоговаривается с заемщиками. Кто может - продолжает платежи в посильном объеме, кто не в состоянии - договор приостанавливает. Никто никого из такого жилья не выселяет, но его нельзя ни продать, ни завещать. До тех пор, пока у государства (или у должника) не появится возможность решить проблему.
Поначалу дело тогда даже тронулось, но быстро уперлось в отсутствие стратегического правительственного решения. Гордиев узел дольщиков государство худо-бедно развязало, а вот с ипотечниками, напротив, неосторожно затянуло.
Соответственно, движение “Оставим народу жилье” пошло, что называется, по рукам - меняя состав руководства, активистов, чередуя конструктивизм и радикализм поведения. И вот, возвращаясь к нынешним протестным флешмобам, мы наблюдаем принципиально новый этап. Это не столько уже самодеятельность самих женщин-заемщиц, сколько профессионально организованные красочные (чуть не сказал - цветные, тьфу-тьфу!) акции.
А что вы хотите: у нас в Казахстане - кризис, и не только у нас. По сути, весь глобальный мир переживает глубокое системное переформатирование, сопровождаемое разного рода разломами и конфронтациями. Горячих военных точек вблизи нас (слава Аллаху) нет, но жесточайшие информационные битвы - вот они, стоит только заглянуть в Интернет. А есть еще и политтехнологические войны - подспудные, тихие, но способные разрушить многое.
Благо к религиозному экстремизму наше общество достаточно невосприимчиво, а внешние вбросы поддаются отслеживанию и нейтрализации. Однако если реальная, касающаяся достаточно большой массы людей проблема имеет сугубо внутренний характер, то крайне неразумно оставлять ее без решения. Она ведь, как и после кризиса 2008 года, сохраняет обоюдно тупиковый характер. Люди, подвешенные на непосильных ипотечных долгах, - это одно. А банки, имеющие свои серьезные проблемы да еще усугубленные девальвацией - вот вам другое “тонкое место”.
А где тонко, там, как известно, рано или поздно рвется. Об этом хорошо знают не только портные, но и политтехнологи. Не стану утверждать, что ипотечникам взялся подсказывать кто-то уж совсем не местный. Скорее всего, они и сами могли повысить “качество” своих акций. В любом случае тем, кто принимает решение в стране, не стоит и дальше пускать этот процесс на самотек.
Пётр СВОИК, Романа ЕГОРОВА, Алматы