Инвестиции в одну калитку,
или За что я поставил бы в угол большого Асета
У моего внука такое же имя, как у главы Министерства по инвестициям и развитию ИСЕКЕШЕВА (на снимке), и это тоже стимулирует меня внимательно следить за деятельностью главы МИРа.
На днях у Асета Осентаевича оказалось для нас две новости - как положено. Хорошая в том, что теперь инвесторам не надо мыкаться по инстанциям: в столичном ЦОНе презентован сектор обслуживания инвесторов, где они смогут получить порядка 350 госуслуг в одном окошке. Всего при центрах обслуживания населения будут действовать 19 таких секторов: два в Астане, три в Алматы и по одному в областных центрах.
Нехорошую же новость, щадя нас, министр объявил только вслед за тем, как прорубил одно окно из Европы и других частей света для всех инвесторов - инвестиции резко сокращаются. “По итогам прошлого года пока статистики нет, но ожидаем, что будет падение порядка 30-40 процентов по инвестициям” - это цитата с пресс-конференции г-на Исекешева.
Падение инвестиций более чем на треть - это крайне неприятно для всего правительства и практически убийственно для профильного ведомства. Объявляя такое, впору тоже раскрыть окно и… выпрыгнуть из служебного кабинета. Впрочем, запасной выход всегда имеется, главное - не паниковать раньше времени.
Так вот, своему внуку Асету я никогда не помогал готовить уроки - он мальчик умный. Зато министру готов подсказать: есть статистика по инвестициям, она ведется помесячно и уже готова за полный 2015 год. Надо только послать кого-нибудь, знающего про электронное правительство, на сайт Статкомитета.
И спешу успокоить: никакого такого падения на 30-40 процентов, да хотя бы на 1 процент, нет. Наоборот, посмотрите на график № 1, все растет благополучно. Слава девальвации тенге!
Единственно, что действительно резко ушло на спад, - государство почти прекратило инвестирование в самое себя: из второго, после “сырьевиков”, объема вложений госинвестиции сведены чуть ли не к нулю. Но это произошло еще в предкризисном 2013 году. А за прошлый год арифметически уменьшились только инвестиции в образование и здравоохранение, чуть было приподнявшиеся за пару лет до этого. Да еще не выросли инвестиции в сельское хозяйство. Но такие подробности надо в лупу рассматривать ввиду изначально мизерных объемов.
В долларах - смотрите график № 2 - картина, конечно, другая: инвестиции по всем направлениям действительно пошли на спад.
Но и здесь высокопоставленный тезка моего внука зря выносит на публику свои панические предвидения: уже имеющаяся статотчетность гораздо лучше, чем он ждет не дождется. В тенге общий объем инвестиций даже вырос на 6,8 процента, а в пересчете на доллары - да, упал, но не на 30-40, а всего на 14 процентов.
Нет, конечно, теоретически можно вообразить, что Минразвития располагает более, скажем так, практическими сведениями по линии своей ответственности. А комитет по статистике или даже (страшно предположить!) все Министерство национальной экономики, жалея нас (и вышестоящее руководство), навевает всем утешительные грезы. Но нам лучше держаться за официальные цифры, а не блуждать в инфернально-аппаратных сумерках.
Как бы то ни было, за что точно большого Асета следовало бы поставить в угол, так это за структуру инвестиций - хоть по официальной, хоть по внутриминистерской отчетности.
Посмотрите на графики в казахской или американской валюте: это не инвестиции в национальную экономику, это ее колониальное закабаление!
Львиная доля вложений направляется в разведку и добычу природного сырья на вывоз - тут все ясно без комментариев. Финансы и торговля - второе по объемам направление инвестиций - это в переводе с денежного на простой язык расширение и закрепление зависимости казахстанской экономики от завоза в страну иностранных товаров, таких же инвестиций и кредитов.
А если еще учесть, что третьи по объемам инвестиции в как бы не сырьевую, обрабатывающую промышленность идут в основном в металлургию - тот же экспорт “сырых” металлов, то это тоже не требует комментариев...
Маленький нюанс: министр, возможно, оговорился по Фрейду, имея в виду сокращение только иностранных инвестиций. Каковые составляют примерно треть, а другие две трети - это бюджет и средства нацкомпаний.
Если это так, то плохую новость от министра можно трактовать как новость хорошую, ведь обрушение колониального инвестирования вполне может поспособствовать переходу на инвестирование национальное.
Пётр СВОИК, графики Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы