2450

Ерболат, начни с себя!

или Как повысить ответственность за исполнение госпрограмм

Первых руководителей государственных органов законодательно обяжут отвечать за недостижение результатов по бюджетным программам. Так министр национальной экономики Ерболат ДОСАЕВ обозначил перед парламентариями суть дополнений в бюджетное законодательство.

О чем речь?
О том, что, например, в 2014 году в рамках республиканского бюджета по 15 функциональным группам осуществлялось 560 бюджетных программ, администрируемых 26 государственными органами. Годовые значения затрат не выполнены по 11 функциональным группам. Всего при плане 2 895,3 млрд. тенге освоено 2 511,8 млрд., или 86,8 процента.
Оценка реализации двух государственных и 15 отраслевых программ показала, что отдельными государственными органами должный мониторинг и контроль не обеспечивались. Из охваченных проверкой 621,2 млрд. тенге допущены нарушения на сумму 127,7 млрд., неэффективно использовано 56,2 млрд. тенге.
Возьмем, например, кредиты из бюджета на социальное обеспечение и устойчивость экономики, развитие ЖКХ, поддержку АПК - на это в прошлом году было выделено 118,7 млрд. тенге. Фактическое исполнение составило 100 процентов, но при таком вот интересном нюансе: не решен вопрос обоснованности и утверждения ставок вознаграждения. В результате кредит, полученный из республиканского бюджета под 0,01 процента годовых, выдавался сельхозтоваропроизводителям под 5-8 процентов.
Другой пример касается всеми нами любимой государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития.
За 2010-2014 годы на реализацию ГПФИИР из республиканского бюджета выделено 2 387,4 млрд. тенге, в том числе в 2014-м - 470,9 млрд. Из них проверено на исполнение 389,7 млрд. тенге, установлено финансовых нарушений на 87,3 млрд. и неэффективного использования на 49,9 млрд.
План мероприятий ГПФИИР включал 64 пункта, где задачи не были взаимоувязаны с результатами. В связи с чем за год до завершения ГПФИИР дополнительно включены 295 пунктов, в том числе пункты, которые реализованы в 2010-2012 годах и ранее были предусмотрены в отраслевых программах. Из 770 объектов, введенных в эксплуатацию, с полной проектной мощностью функ­ционируют менее половины - 322. По ряду проектов изначально не была предусмотрена индустриальная или инновационная направленность. В Карту индустриализации включены проекты, имеющие низкую либо нулевую добавленную стоимость. В их числе строительство метро, дорог, скотобойных пунктов, откормплощадок, теплиц, реконструкция животноводческих помещений.
Или возьмем не менее значимую программу развития языков: из-за отсутствия должной организации, координации и мониторинга допущены нарушения на сумму 2,6 млрд. тенге и неэффективное использование 422,5 млн. тенге. Отсутствие анализа текущей языковой ситуации, недостаточная работа по выявлению проблем при реализации предыдущих программных документов привели к некачественной разработке госпрограммы и препятствовали достижению поставленных целей.
А вот программа обеспечения безопасности дорожного движения по причине низкой эффективности в 2014 году вообще поставлена на утрату...
Недостаточно эффективно реализовывалась программа развития моногородов. В 2013 году преду­сматривались расходы в сумме 38,2 млрд. тенге, из которых выделено 17,8 млрд. тенге, или 47 процентов. Насчет 2014 года проверка вообще молчит.
Реализация “Дорожной карты занятости-2020”: общая сумма нарушений 23,9 млрд. тенге.
Программа развития атомной отрасли - разработка осуществлена не на должном уровне, мероприятия реализованы недостаточно эффективно. За весь период ее реализации предусмотрено достижение четырех целевых индикаторов, из которых три не достигнуты. Из 42 мероприятий задачам ГПФИИР соответствуют всего 13. Оставшиеся 29 мероприятий направлены на проработку отдельных организационных вопросов.
Программа нефтегазового сектора - не обеспечено достижение объемов добычи углеводородов, потребности внутреннего рынка в нефтепродуктах и газе, увеличение объемов транспортировки газа, уровня казахстанского содержания и снижения воздействия на окружающую среду.
Из 33 мероприятий программы по развитию электроэнергетики на 2009-2014 годы срок реализации 24 запланирован на 2015-2020 годы, что не соответствует периоду реализации ГПФИИР.
Программа по развитию химической промышленности не скоррелирована с ее целями, задачами и показателями, сроки реализации не корреспондируются между собой. Из восьми задач две не исполнены, пять исполнены в неполном объеме.
Программа по развитию машиностроения - обозначенные 16 основных проблем не решены и перенесены на 2015-2019 годы. Предусмотрена реализация 26 инвестиционных проектов, из них реализованы 17, не исполнены девять, показатель по созданию новых рабочих мест не достигнут. Не реализованы планы по созданию трех технопарков, 44 центров коммерциализации и двух отраслевых центров. Инновационная активность предприятий осталась на низком уровне.
Программа по развитию экологического туризма не достигла запланированного уровня, политика по выработке единых организационных подходов не сформирована.
Программа по развитию космической деятельности - задачи по созданию целевых космических систем, развитию наземной космической инфраструктуры в полной мере не решены. Из охваченных контро­лем 103,8 млрд. тенге установлены нарушения на общую сумму 71,5 млрд., неэффективно использованы 32,6 млрд. тенге.
Ну и так далее. Если вам показалось, что это оппозиционное злопыхательство, то спешу разочаровать: все написанное выше - цитаты-выжимки из отчета Счетного комитета по контролю за исполнением респуб­ликанского бюджета.
А теперь вопрос: какое ведомство для того и существует, чтобы отвечать за внутреннюю непротиворечивость всех отраслевых и государственных программ и их увязку между собой? Правильно, Министерство национальной экономики. Поэтому, как никогда, прав министр Досаев насчет повышения ответственности первых руководителей, только начинать ему придется с себя…

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть