4445

Талгат АКУОВ, президент НАП: Хватит рассказывать бизнесу сказку о голом короле!

В среде казахстанских экономистов и бизнесменов продолжаются налоговые споры. Свои позиции уже обозначили и в Национальной палате предпринимателей, и независимые эксперты. В сегодняшнем номере свои предложения по поводу отчислений в казну государства высказывает президент Независимой ассоциации предпринимателей (НАП) Талгат АКУОВ (на снимке). Встречу с корреспондентом “Времени” он назначил в небольшом ресторанчике рядом со своим офисом, где кроме нас никого не было.

- Неужели кризис уже настолько силен? - спросил я, оглядев пустой зал.
- Думаю, кризис сегодня ощущается в каждой казахстанской семье, - ответил руководитель самой большой бизнес-ассоциации Казахстана. - Возьмем простой пример: человек зарабатывает в месяц 100 тысяч тенге. Среди его расходов есть важная статья - бензин для автомобиля. Допустим, 15 тысяч тенге в месяц уходило на ГСМ до того, как тенге упал в очередной раз и изменились цены на заправках. Расходы на бензин увеличились на 3-5 тысяч тенге. Подорожало мясо - еще несколько тысяч тенге сверху. Здесь немного выросло, там чуть-чуть увеличилось - в итоге если раньше казахстанец с зарплатой в 100 тысяч мог себе позволить 2-3 раза в месяц покушать в ресторане, то сейчас у него такой возможности нет. Нет клиентов в ресторане - его владелец тоже будет вынужден сокращать расходы. Пострадают все предприниматели - особенно тяжело будет тем, кто сидит в торговых центрах. Владельцы коммерческих площадей свои договоры аренды, как правило, оформляют в у. е. - значит, после девальвации автоматически поднимаются ставки в тенге. В результате из мелкого бизнесмена выжимают все соки - торговля сокращается, расходы растут. Он будет держаться из последних сил, но в один момент поймет: проще закрыться и искать работу. Уже сейчас процентов 10-15 площадей пустует. Если владелец торговых площадей будет готов поддержать своих арендаторов, то он не станет поднимать цены. Но таких, к сожалению, не так много.
В целом проблема не связана исключительно с падением цен на нефть или с обвалом тенге. Просто количество оборотных тенге в стране уменьшилось. Раньше, 3-5 лет назад, государство еще пыталось уменьшить нехватку оборотных средств в стране. Оно это делало за счет вливания денежных средств в экономику страны с помощью разных госпрограмм. Сейчас осталась только одна достойная госпрограмма - “Нурлы жол”, через которую заходит часть денег в страну. Но этого явно недостаточно. На мой взгляд, в стране сейчас нехватка оборотных средств как минимум на 30%. Да еще все банки свои деньги держат в иностранной валюте... Добавим к этому новые налоги, которые планирует ввести правительство, изменение расчетов НДС - и получим еще один серьезный удар.
- Вот как раз о налогах мы и хотели поговорить. Как известно, Национальная палата предпринимателей выступила резко против введения налога с продаж и розничного налога, хотя фактически с их помощью хотят поменять подход к начислению самого спорного налога - НДС...
- Наша ассоциация уже много лет говорит о том, что НДС губителен для казахстанского бизнеса, и поэтому в целом бизнес поддержал предложение нашего президента о замене НДС на налог с продаж и розничный налог, которые, по идее, должны улучшить положение предпринимателей, вывести их из тени и увеличить фискальные сборы... Но, как часто у нас бывает, чиновники исказили цифры. На сегодня ситуация такова: при годовом обороте фирмы более 30 000 МРП (это около 60 миллионов тенге) этой компании нужно переходить на уплату НДС, то есть дополнительно платить 12% налога. Если фирма занимается торговлей, то это нормально, но совершенно неприемлемо для сферы услуг. А у нас приравняли торговлю и услуги - в результате предприятия из сферы услуг делают все, чтобы не выходить на роковые 30 тысяч МРП. В результате у нас в стране практически нет среднего бизнеса - его всего 2%, а в Европе - 20... И как мы после этого хотим войти в тридцатку развитых стран?
Сейчас Минфин и комитет по доходам предлагают страшную вещь - снизить порог оборота для плательщиков НДС с 60 миллионов до шести. Якобы это увеличит сборы. Я убежден: это приведет к обратному эффекту - фирмы будут скрывать доходы. Уйдут в “тень” десятки тысяч предприятий. Сейчас те, чей оборот не превышает 60 миллионов, платят хотя бы три процента. А снизят порог - они перестанут платить даже эти крохи!
- Кто, по вашему, должен платить НДС - производители или ритейл?
- Смотрите: производители платят не только НДС, но и корпоративный подоходный налог (КПН). Любое производство - это мощнейшие активы, и владелец не будет дробить предприятие, чтобы как-то с помощью бухгалтера уменьшать отчисления. Производителю нужны льготы, его следует охранять и защищать, помогать всячески. В Китае любому предприятию дают налоговые каникулы - не надо платить КПН первые три года, а еще два года - 50-процентная скидка! А у нас любые споры о таких льготах заканчиваются предложением только об уменьшении налогов, притом для всех, невзирая малый бизнес или большой. Взяли и сделали КПН для всех 20%, хотя крупный мог бы платить и 30%, как в Европе. Это обижает сотни тысяч граждан, занимающихся малым бизнесом. Фактически сегодня правительство хочет, чтобы малый производитель платил налогов больше, чем все другие отрасли. А потом мы удивляемся, почему у нас ничего своего нет - сплошной импорт.
- Хорошо, производителям нужны льготы. А что нужно ритейлу?
- А вот ритейл, на мой взгляд, должен быть уравнен в НДС с Россией. Если мы находимся в экономическом союзе, то на товар, ввезенный на наши территории, должен быть равный налог. В России НДС равен 18 процентам - и у нас должно быть так. Либо пусть Россия уменьшит НДС до наших 12%. Но речь идет о налоге на добавленную стоимость - то есть на ту часть, которая добавляется к сумме, уже уплаченной за товар. Предприниматель завозит товар из России - НДС там уже оплачен, он ничего не теряет. То есть для ритейла наши нынешние 12 процентов - это нормальная ставка, невысокая - даже по сравнению с соседями. Конечно, трудно тягаться с Эмиратами, где торговый налог всего один процент с оборота, а производители вообще освобождены от налогов - и нет там никакого НДС...
К сожалению, у нас практически нет людей, способных донести интересные идеи до самого верха. В парламенте, например, из 250 человек нет ни одного бизнесмена. Есть целая партия бизнеса - а бизнесменов нет! В правительстве все - профессиональные чиновники, выполняющие поставленные задачи. Поэтому неудивительно, что в кабмине всерьез обсуждают меры, которые ухудшат положение налогоплательщиков, снизят доходность бюджета.
Я убежден: в нынешней тяжелой экономической ситуации налоги не надо трогать два-три года.
- Интересно, что предложения об изменении налогового законодательства раскритиковали и в Национальной палате предпринимателей. Как вы оцениваете деятельность НПП?
- Я уважительно отношусь к тем людям, которые работают в НПП, но не воспринимаю Нацпалату как общественную организацию. Сегодня это де-факто правительственная структура, хотя нам пытаются внушить обратное. Помните детскую сказку про голого короля? Он ходил без одежды по улицам, и граждане боялись сказать ему правду - все только хвалили его “новый наряд”. Лишь маленькая девочка воскликнула: а король-то голый! Вот и здесь ситуация похожая. В газетах и на телеэкранах нам рассказывают об активных общественниках из НПП, но фактически это государственный орган. Поэтому у нас в Алматы многие известные общественники начали сотрудничать с НПП, но потихоньку отошли в сторону...
Сегодня в Казахстане ощущается острая нехватка общественных институтов, через которые осуществлялась бы связь бизнеса и власти.
К примеру, создать институт омбудсмена по защите прав предпринимателей должны были еще в сентябре прошлого года, но на сегодня утвердили только омбудсмена по инвестициям. А он фактически защищает интересы только нескольких десятков человек: возникли проблемы - зашел к президенту и доложил. Но крупных инвесторов мало, а мелких и средних предпринимателей - сотни тысяч, и их никто фактически не защищает, кроме общественников.
Сегодня даже жалобу некому писать! Пишешь претензии по незаконным действиям какого-то органа, а потом бумагу на исполнение спускают в этот же орган. Президент несколько лет назад говорил, что ему несколько тысяч писем-жалоб пришло от бизнесменов. И удивлялся: почему правительство и акимы на местах не работают с бизнесом?
Поэтому и нужен бизнес-омбудсмен - причем именно при президенте.
- И кто, по вашему, сегодня мог бы претендовать на эту должность?
- Опытный и честный профессионал. Не какой-нибудь мутный персонаж, привыкший “разводить” проблемы, вместо того чтобы решать их. А грамотный, принципиальный человек из общественников или бизнесменов. Такие люди в нашей стране есть.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Романа Егорова, Алматы

Поделиться
Класснуть