Как вы считаете?!
В Казахстане с новой силой вспыхнули споры вокруг налогов - буквально в середине сентября руководители национальной палаты предпринимателей “Атамекен” высказали опасения, что новые отчисления в казну могут больно ударить по МСБ. Председатель НПП Аблай МЫРЗАХМЕТОВ даже назвал это “непреднамеренным убийством” бизнеса. Однако директор Центра макроэкономических исследований Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ (на снимке) готов с цифрами в руках доказать, что аналитики НПП ошибаются в своих расчетах и тем самым вводят казахстанцев в заблуждение. Экономист выступил с открытым письмом к Аблаю Мырзахметову, в котором даже попросил высокопоставленного топ-менеджера... принести публичные извинения за предоставление ошибочной информации, если тот не сможет доказать свою правоту. Газете “Время” эксперт объяснил, в чем суть его претензий к Нацпалате предпринимателей.
Хотя возможные изменения налогового законодательства произойдут не раньше 2017 года, уже сейчас начались жаркие дискуссии по этому поводу. При этом, похоже, не все участники словесных соревнований понимают, о чем, собственно, идет речь. 15 сентября руководители Нацпалаты предпринимателей и примкнувшие к ним главы политических партий высказали свое опасение, что два новых налога - налог с продаж и розничный налог - станут приговором для ряда средних и малых предприятий, а часть МСБ будет даже вынуждена уйти в тень, поскольку просто не сможет платить увеличенную дань казне. Экономист Олжас Худайбергенов с этим категорически не согласен.
“Почему Вы обращаетесь к законодательной власти по налогу с продаж и розничному налогу, если еще не утверждена концепция, не разработан законопроект, который будет внесен в парламент, скорее всего, лишь следующей осенью? - пишет он в своем открытом письме Аблаю Мырзахметову. - Учитывая, что законопроект еще не разработан, значит, пока еще он не может быть представлен для обсуждения, не говоря уже о расчетах к данному законопроекту. Поэтому совершенно непонятно, на каком основании Вы заявляете, что “бизнесу не понятно, как возможно было без серьезных расчетов и проведения анализа возможных экономических и социальных последствий принять столь рискованные и потенциально негативные для экономики бизнеса решения - ввести налог с продаж со ставкой в 5% (что соответствует примерно 20-25% НДС), а также розничного налога со ставкой от 5% до 12%”. Почему на сайте НПП, через неделю после открытого обращения, информация предоставляется так, как будто благодаря НПП вопрос о введении налога с продаж отложили на год, тогда как на самом деле оно и планировалось к рассмотрению в следующем году?”
На чем же базируются данные Нацпалаты о многократном увеличении налогового бремени на предпринимателей? Олжаса Худайбергенова этот вопрос тоже интересует. Дело в том, что представители НПП не предоставили никакой конкретной информации о предстоящем росте отчислений.
“Почему Вы требуете от государственных органов “серьезных расчетов”, в то время как не предоставляете никаких расчетов того, как Вами было высчитано 3-7-кратное увеличение налоговой нагрузки в случае введения налога с продаж и розничного налога? - обращается экономист к Аблаю Мырзахметову. - Почему общественные слушания проводятся без предоставления расчетов, но лишь на основе скудной презентации, где приведена информация о 3-7-кратном увеличении налоговой нагрузки? Почему на общественные слушания не приглашаются эксперты, которые принимали участие в разработке данной меры или, более того, являются инициаторами этой меры? В связи с этим просьба опубликовать расчеты на сайте НПП, где будет доказано наличие 3-7-кратного увеличения налоговой нагрузки в случае внедрения налога с продаж и розничного налога”.
Директор Центра макроэкономических исследований ставит ряд непростых вопросов перед руководством НПП. По его словам, если Аблай Мырзахметов не сможет доказать правоту своих громких заявлений, то он должен, несмотря на свой высокий статус, принести публичные извинения за то, что ввел в заблуждение казахстанцев. Нам же стало любопытно: почему Худайбергенов уже не первый раз критикует организацию, отстаивающую интересы бизнесменов? Так было, например, в споре о важности девальвации - руководители НПП не раз публично призывали уронить курс тенге, а экономист пытался доказать, что очередное снижение стоимости национальной валюты в борьбе с кризисом не поможет, нужен целый комплекс мер. И вот теперь - новая полемика вокруг налогов. Откуда же такая неприязнь к НПП? - спросили мы Олжаса Худайбергенова.
- До девальвации НПП выстраивала информационную кампанию в пользу обрушения курса тенге, - объясняет эксперт. - Например, они (Аблай Мырзахметов и бывший зампред НПП Рахим ОШАКБАЕВ. - М. К.) прямо требовали от Нацбанка скорейшего введения инфляционного таргетирования. А Рахим Ошакбаев (сейчас он работает вице-министром в Министерстве инвестиций и развития РК. - М. К.) от себя лично требовал девальвации в масштабе, восстанавливающем пропорцию 1 к 5 с рублем. На просьбу предоставить аналитические материалы, доказывающие необходимость такой девальвации, он не смог дать внятный ответ. НПП тоже не опубликовала никаких расчетов, анализа по отраслям и т. д. Не было и комплексного плана, как помочь экономике. Ведь одной девальвацией проблемы не решишь, наоборот, усугубишь. Но после девальвации информационная тактика НПП сменилась на максимальную демонстрацию пользы девальвации. Чего стоит новость на их сайте от 21 августа, что “девальвация спасла 70-80 предприятий Караганды”. День прошел, и уже спасла! Еще есть множество заявлений от сотрудников региональных палат, как помогла девальвация. Или приводят пример по яйцу, что-де возобновился экспорт в Россию. Тогда непонятно, как они не могли экспортировать в апреле-мае, когда курс тенге к рублю был
4 тенге, как и сейчас? Я не понимаю такого отношения к ситуации. Сейчас, наоборот, НПП должна искать тех, кому девальвация повредила, и думать, как быть с ними. Ведь их же задача помогать бизнесу. В этот раз я был вынужден обратиться, так как они дали ошибочное мнение по розничному налогу. Учитывая, что я автор этого налога, причем полтора года ушло на убеждение госаппарата в необходимости реализации этой идеи, то мне было непонятно, как вообще сделали вывод о том, что розничный налог, направленный на снижение налоговой нагрузки, якобы повышает ее. Где расчеты, где цифры? Вот что нужно показывать!
Экономист предлагает Аблаю Мырзахметову обсудить возможные изменения в налоговом законодательстве публично, в присутствии журналистов и даже председателя комитета по госдоходам Даулета ЕРГОЖИНА. В этом случае можно будет выяснить, кто же прав в своих оценках - один-единственный директор Центра макроэкономических исследований или целая Палата предпринимателей. Готов ли Аблай Исабекович выйти к “барьеру” с известным экспертом? Об этом мы узнаем в самое ближайшее время.
Пока глава Национальной палаты предпринимателей думает, что же ему ответить Олжасу Худайбергенову, своем видением ситуации поделился нештатный советник Аблая Мырзахметова Денис КРИВОШЕЕВ. Вот что он написал на своей странице в Фейсбуке (орфография и стиль оригинала. - Ред.): “И все таки Олжас Худайбергенов хочет славы. Письмо написал, на имя всех в НПП и, если не услышат, то в парламент и всем лидерам партий. Требует исследований, забывая, что он институт, хоть и в единственном числе и он и должен давать исследования и не липовые, с ошибками и подтасовками, а самые, что ни на есть настоящие! Стопроцентные! А он требует объяснений. Приписывает себе авторство налога с продаж, будто его в США уж сто лет как не используют. Аж подпрыгивает! Проговорите со мной, всю правду расскажу, даже в присутствии СМИ. Двулета (именно так в оригинале. - М. К.) Ергожина призывает в свидетели. Олжас, уезжай к себе на родину! Ты уже обещал что до конца 2015 не будет девальвации и что диспаритет не приведёт к катастрофическому оттоку капитала в Россию. Будь великим экономистом подальше от Астаны, не накидывай в уши людям глупостей! Тебя на слушаются, катастрофы не избежать! Дамой! Олжас, дамой!”
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы