Система даёт осечку,
или И вечный бой - билет нам только снится...
Проблем с внедрением в Алматы системы электронного билетирования пассажиров автобусов, трамваев и троллейбусов оказалось так много, что ее разработчики уже вынуждены признать: они не смогут, несмотря на клятвенные обещания, открыть новую эру цивилизации к 1 октября (см. “В ожидании выхлопа”, “Время” от 5.9.2015 г.). А наличность в обороте общественного транспорта южной столицы, как выясняется, исчезнет лишь к новому году. В общем, в очередной раз получилось так, как... получилось. Почему - газете “Время” попытался объяснить акционер, член наблюдательного совета ТОО “Транспортный холдинг Алматы”, реализующего этот проект, Рифат АБДУРАМАНОВ.
- Изначально речь шла о том, что с 1 октября на электронную оплату перевоза пассажиров перейдут все автопарки Алматы. Сейчас же появилась информация о том, что это произойдет только с муниципальными перевозчиками. Как же так? Вы же сами заявляли: либо по новой системе работают все, либо никто, иначе вводить ее просто нет смысла.
- Абсолютно верно, надо охватывать сразу всех, иначе будет бардак и неудобство для пассажиров. Но мы столкнулись с некоторыми проблемами.
Сегодня транспортный холдинг технически готов к внедрению системы во всем общественном транспорте. Но оборудование мы смонтировали только в автобусах и троллейбусах муниципального парка, сейчас там почти все готово. Остался самый простой этап - установить терминалы, а это делается элементарно.
При этом наши специалисты не стали оборудовать транспорт, принадлежащий частникам, из-за того, что они не хотели подписывать с холдингом контракты о материальной ответственности, брать на себя обязательства по сохранности оборудования. Но мы должны были добиться подписания контрактов, иначе наши терминалы могли повторить судьбу валидаторов, которые исчезли из автобусов частных парков, можно сказать, уже на следующий день после их установки.
- Чего конкретно вы боитесь: терминал можно сломать, снять, вывести из строя электронику?
- Сейчас в частных автобусах деньги с пассажиров собирают кондукторы и водители, часть выручки остается в их карманах. С 1 октября мы говорим им: “Ребята, все, забудьте о наличности”. Поставьте себя на их место в этот момент... А если человек захочет сломать терминал, как вы думаете, он сможет это сделать? Легко. Разобрать его невозможно, а снять, убрать - да. Вывести систему из строя, вмешаться в ее работу нельзя, мы уделяли огромное внимание вопросам безопасности. Терминал может перестать работать только из-за каких-то механических повреждений. Поэтому мы и должны были сначала заключить договор и прописать в нем определенный регламент на разные случаи.
Водитель будет полностью отвечать перед работодателем за сохранность оборудования. К слову, стоимость терминала - около полутора тысяч долларов. При этом в автобусе будет установлен не один, а два или даже три терминала - возле каждой двери. Человек заходит, прикладывает карточку, она моментально снимает деньги и показывает остаток. Никаких заторов не будет, не нужно будет кому-либо передавать карту для оплаты проезда - все будет происходить очень быстро. Если в автобусе перестанет работать терминал, это будет сразу видно специалистам холдинга в режиме online, и машину тут же признают неисправной и отправят в автопарк. На место сразу же выедет наша техническая бригада и наладит оборудование.
9 сентября аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК собрал всех перевозчиков, и мы два часа решали вопрос с подписанием договоров. Он дал всем один день на то, чтобы их заключить. К вечеру четверга из 23 перевозчиков документы подписали 20, еще с двумя мы решали вопрос в пятницу (т. е. вчера. - О. А.). Нам останется договориться только с Каскеленским автопарком, который работает в городе.
- Но ведь это не единственный перевозчик из области, работающий в нашем мегаполисе! Вы сами говорили о том, что в городе каждый день работает от 600 до 700 единиц транспорта, принадлежащего областным автопаркам. Как я понимаю, они не собираются ставить у себя терминалы...
- Мы презентовали им систему электронного билетирования, но пока четкого понимания с их стороны не нашли. Если они не хотят работать по нашим правилам, они должны доезжать до границ города, разворачиваться и уезжать.
- Судя по всему, это неразрешимая проблема. Вы же не поставите заградотряды на въезде и выезде вокруг Алматы...
- Почему нет? Будет активно работать наша контрольно-ревизионная служба и вместе с ДВД города запрещать областным перевозчикам оказывать услуги в Алматы.
- Но они много лет нарушают закон, и никто за этим не следит...
- Сейчас мы очень активно займемся этой проблемой и будем ее решать!
- В общем, понятно, что этот вопрос пока повис в воздухе. А нашлось ли решение другой проблемы, которая неожиданно всплыла на прошлой неделе, когда в транспортный холдинг приезжал Бауыржан Байбек? Тогда прозвучала информация о том, что в 407 частных автобусах городских перевозчиков невозможно установить оборудование для электронного билетирования - настолько они “убитые”. Похоже, что эта цифра удивила даже акима.
- Здесь мы тоже пытаемся найти выход и предлагаем разные варианты. Приезжали операторы из разных городов Казахстана, возможно, часть автобусов придет из других областей. Сейчас мы ищем свободный транспорт по всей стране.
- Изначально шла речь, что все эти автобусы будут заменены, но до 1 октября осталось менее 20 дней, вряд ли вы успеете это сделать.
- Мы проверили проблемные автобусы еще раз и поняли, что кое-какие из них мы сможем реанимировать. В них нет вертикальной планки, на которую крепится терминал. Мы ее установим, и тогда вопрос будет решен. Но какие-то автобусы точно уйдут с улиц, правда, сколько именно, сказать сложно. И очень сложно за раз купить столько автобусов. Даже если сегодня мы проплатим деньги за 200 штук, в идеальном случае они придут через три месяца. По крайней мере, мы эту проблему обозначили, и руководство города начинает ее решать.
- То есть раздолбанные автобусы по-прежнему будут ездить по нашим улицам?
- Пока, увы, да. Вы поймите, электронное билетирование не может в одночасье решить всех этих проблем!
Но, внедрив его, мы точно поймем, каков в Алматы объем пассажиров, сколько денег крутится в этой сфере, и тогда можно будет действовать дальше. Мы сможем четко планировать правильные маршруты и распределять финансы, в том числе направлять их на покупку нового подвижного состава.
- Давайте конкретно: все ли автобусы с 1 октября перейдут на систему электронного билетирования?
- Муниципальные - точно. Частные - не все, но в целом 80-90 процентов алматинских автобусов, то есть автобусов городских автопарков, будут работать по новой системе. Какие-то автобусы стоят на капремонте, какие-то придут в город вновь. Мы их будем оборудовать постепенно.
Одним словом, до 1 января 2016 года люди смогут платить и по-старому: кондукторам, через валидаторы, и по-новому - через терминалы. При этом до нового года будут действовать проездные билеты. Но если у того же пенсионера его нет, он должен будет платить полную стоимость.
- К какому времени весь городской общественный транспорт будет оборудован терминалами электронного билетирования?
- Мы постараемся сделать это к концу октября.
- Теперь скажите честно: такая ситуация возникла из-за тех самых раздолбанных автобусов и проблем с иногородними перевозчиками, а откладывать сроки внедрения системы вы не решились, так?
- Сейчас, конечно, можно сказать: “Дорогие друзья, просим прощения, 1 октября мы не успеваем, давайте 1 ноября или 1 декабря”. Но зачем? В любом случае, нужно начинать! Первое время будут неудобства, и это нужно признать. Поэтому мы и берем запас до нового года: будем проводить разъяснительную работу с людьми, раздавать льготные карты, не будем никого штрафовать.
- Давайте по именным льготным билетам, которые нельзя будет купить в ларьке. Их нужно изготавливать индивидуально. Но, насколько я знаю, пока в городе не выдали ни одного такого билета. Когда вы собираетесь это делать?
- Оборудование для изготовления льготных карт уже на следующей неделе будет стоять в органах соцзащиты, сами билеты начнут выдавать в конце сентября - начале октября, точную дату мы объявим дополнительно. Мы не сможем раздать их за неделю-две, этот процесс будет тянуться до зимы. Поэтому до 1 января в транспорте будут действительны проездные билеты, можно будет оплатить и наличными, как раньше.
Мы сможем полностью отказаться от наличных денег в транспорте только к новому году. Мы изначально говорили, что 1 января - это самая удобная дата, но бывший аким (Ахметжан ЕСИМОВ. - О. А.) четко сказал, что это нужно сделать раньше. Оттягивание не приведет к положительному результату, и лучше ввязаться в бой, начинать это внедрять и постепенно упразднять старые формы оплаты.
- Терминалы будут стоять только в автобусах?
- Нет, везде, в том числе и в метро. На первых порах мы установим свои терминалы на одном из турникетов, но постепенно и в подземке мы перейдем к электронной форме оплаты - жетоны оттуда исчезнут.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы