Три - в одном
В марте 2015 года на XVI съезде партии “Нур Отан” Нурсултан НАЗАРБАЕВ выдвинул пять институциональных реформ, в числе которых модернизация государственного аппарата, обеспечение верховенства закона, индустриализация и экономический рост, укрепление казахстанской идентичности, усиление транспарентности и подотчетности государства. Об одном из направлений этой программы рассказал председатель апелляционной судебной коллегии по гражданским и административным делам Южно-Казахстанского областного суда Мадияр БАЛКЕН (на снимке).
- В программе “5 институциональных реформ” глава государства поставил задачу улучшения инвестиционного климата. Вы являетесь членом рабочей комиссии Верховного суда Республики Казахстан. Расскажите о проводимой работе.
- В числе 5 институциональных реформ была обозначена необходимость создания в Казахстане Международного финансового центра. В последующем, в стратегии “100 конкретных шагов. Современное государство для всех”, шагом номер 70 стала задача по созданию международного финансового центра “Астана” (AIFC) на базе инфраструктуры Астана ЭКСПО - 2017. Весной текущего года состоялись рабочие визиты совместных делегаций Верховного суда, правительства и Национального банка Казахстана в Дубайский международный финансовый центр (DIFC), в составе которых мне выпала честь принять участие. В рамках рабочих встреч с руководством DIFC были достигнуты договоренности о сотрудничестве и поддержке в вопросе создания международного финансового центра в Астане.
Одним из первых результатов этой работы стало подписание 19 мая 2015 года президентом Республики Казахстан Указа о создании международного финансового центра “Астана”. Этим документом было предусмотрено начало функционирования AIFC с 1 января 2016 года с размещением на территории международной специализированной выставки ЭКСПО - 2017. Здесь мы можем видеть, насколько рационально будут использоваться в будущем ресурсы Казахстана для развития бизнеса.
Забегая немного вперед, скажу, что за основу создания международного финансового центра “Астана” была выбрана модель DIFC. Это неслучайно. Объединенные Арабские Эмираты за небольшой промежуток времени смогли достичь высоких успехов в области международного бизнеса. Сейчас ОАЭ активно развиваются в сфере медицины, образования, и одним из флагманских проектов этой страны является DIFC.
- Что стало причиной такого решения?
- ОАЭ один из наиболее близких к нам по расположению успешных рынков. Между нашими странами сложились надежные партнерские отношения. Налажены бизнес-связи, культурные взаимоотношения. Дубайский международный финансовый центр был создан в 2004 году и сегодня он входит в двадцатку самых продвинутых финансовых центров мира. Отмечу, что в мире существует порядка 80 финцентров. В их числе наиболее развитые расположены в Лондоне, Нью-Йорке, Торонто, Токио, Сингапуре, Гонконге и в ряде других мегаполисов мира. Дубайский финансовый центр за 10 лет успешно занял свое место и охватил финансовые рынки Персидского залива и Африки. Казахстан расположен на Евразийском континенте и входит в ряд таких объединений, как СНГ, ЕАЭС, ШОС, ВТО. Эти факторы предоставляют нам прекрасную возможность для развития международного финансового центра. Целью AIFC является создание в Казахстане современного финансового рынка, привлечение в страну международных инвестиций из стран СНГ, Европы и Азии.
- Что это даст экономике страны?
- В целом деятельность AIFC будет способствовать реальному увеличению ВВП Казахстана. По прогнозам правительства и Национального банка Казахстана вклад AIFC в ВВП страны до 2025 года может составить порядка 40 млрд. долларов.
Деятельность финансового центра планируется по нескольким направлениям. Это развитие рынка капитала с привлечением иностранных инвестиций, исламского финансирования как альтернативы традиционным банковским услугам, управление активами. Ожидается, что в рамках AIFC до 2025 года в экономику Казахстана может быть привлечено инвестиций в размере до 351 млрд. долларов. Объем рынка по управлению активами способен достичь 123 млрд. долларов, а объем исламского финансирования может составить более 40 млрд. На базе AIFC планируется создать более 2300 высокопрофессиональных рабочих мест.
- Какая роль в этой финансовой структуре отводится судебной системе?
- Для ответа на этот вопрос вернемся к положительному опыту Дубайского международного финансового центра. Руководство DIFC признает, что успех его деятельности зависит от нескольких факторов. Это эффективное автономное администрирование, создание максимально благоприятных условий для деятельности участников финцентра (предоставление налоговых, таможенных льгот, свободы движения капитала, трудовых ресурсов и т. д.), а также гарантированная защита инвестиций. Так вот эффективную защиту инвестиций может предоставить суд. В DIFC существует несколько структур. Это правительство финцентра (DIFCA), управление услугами центра (DIFSA) и суд (DFIC Courts). Указом президента Казахстана о международном финансовом центре “Астана” для разрешения инвестиционных споров предусмотрено создание финансового суда с привлечением иностранных судей, применением англосаксонской системы права и английского языка в судопроизводстве.
- Что из себя представляет суд дубайского финансового центра?
- Правовая система DIFC основана на принципах общего (англосаксонского) права. В мире существует несколько правовых систем. Наиболее крупные из них: англосаксонская, континентальная система и шариат. В Дубае умудрились успешно сочетать сразу все три названные системы права. В самих ОАЭ действует шариат. В Дубае существуют суды, применяющие континентальное право. Это сделано для многочисленных трудовых мигрантов, туристов и предпринимателей. На территории же международного финансового центра DIFC размером 44 га применяется англосаксонское право.
- Но для чего в одной стране действуют три правовые системы?
- Этим вопросом задавался и я. Ответ на него еще в 2008 году дал мне один из судей DIFC Courts г-н Али Шамис аль МАДХАНИ. Он объяснил, что англосаксонская система права избрана для финансового центра с учетом того, что основные участники глобального международного финансового рынка происходят из стран Северной Америки (США, Канады), Великобритании, Гонконга, Сингапура, Австралии, Новой Зеландии. Элита международного финансового бизнеса очень хорошо знакома с англосаксонской системой права и доверяет ей. Вот для удобства иностранных инвесторов в дубайском финцентре и учредили англосаксонскую систему права.
- Как будет выстроена правовая защита инвесторов в финансовом центре “Астана”?
- Для AIFC планируется создание финансового суда с привлечением иностранных судей, а также международного арбитражного центра. По примеру DIFC в международном финансовом центре “Астана” будет применяться англосаксонское право. Языком делопроизводства будет английский. В данный момент идет разработка законопроекта о финансовом суде с учетом опыта дубайской модели. Уникальность этого опыта заключается в том, что все структуры DIFC были ориентированы на создание максимально комфортного инвестиционного климата. Если следовать опыту ОАЭ и Сингапура, нам в Казахстане для иностранных инвесторов нужно создать условия гораздо лучшие, чем у них дома.
В финансовом суде AIFC будет предусмотрена возможность применения судебного прецедента. Это имеет свою положительную сторону. К примеру, мои коллеги-судьи из Индии, где также действует англосаксонская правовая система, разрешая споры, могут руководствоваться не только национальным законодательством, но и судебной практикой, в том числе судов других стран общего права (США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Сингапура, Гонконга, Малайзии и др.), выработанной по аналогичным делам. Стоит признать, что это способствует более быстрому развитию права. В традициях судов англосаксонской системы наряду с законом очень широко применяются принцип справедливости, судейское усмотрение. Соответственно, право в таких странах имеет условия для более быстрого развития, тогда как в континентальной системе изменение законодательства требует определенной законотворческой работы.
- Вы говорили, что для международного финансового центра “Астана” предусмотрено создание еще и арбитража. Расскажите об этом подробнее.
- В президентской программе “100 конкретных шагов” предусмотрено создание в Астане международного арбитражного центра AIFC. В настоящее время в рамках этого проекта ведется работа по созданию нового арбитражного центра. Скорее всего, за основу будет взята модель дубайского арбитража DIFC-LCIA, осуществляющего свою деятельность на объединенной базе арбитража DIFC и Лондонского суда коммерческого арбитража (LCIA), созданного в 1892 году.
Международный арбитражный центр AIFC будет создан для альтернативного, внесудебного разрешения споров участников AIFC и других инвесторов. Использование дубайского опыта позволит применять в Казахстане зарекомендовавший себя английский арбитражный регламент, а также широко привлекать к работе международного арбитражного центра AIFC иностранных арбитров.
В целом идея создания международного арбитражного центра, как и финансового суда AIFC, была воспринята с большим воодушевлением иностранными и казахстанскими юристами, а также представителями крупных нацкомпаний. Сегодня ведущие арбитражные суды мира действуют в Лондоне, Стокгольме, Париже, Вашингтоне, Гонконге, Сингапуре и других крупных центрах международного бизнеса. Реализация идеи создания в Астане международного арбитражного центра AIFC исключит для нас необходимость участия в “юридическом туризме”, позволит разрешать все инвестиционные споры в Казахстане с применением передового опыта международного арбитража. Это создаст дополнительную инфраструктуру для инвестиционной деятельности в регионе. Астана может стать еще одним успешным центром коммерческого арбитража в Евразии, а это дополнительный приток капиталов, возможность развития казахстанского рынка юридических услуг и образования, положительный имидж Казахстана на международной арене.
Эти преимущества показательны на примере Лондона. К примеру, по оценкам экспертов в 2012 году в судебных тяжбах, в том числе с участием предпринимателей из СНГ, сотня лучших лондонских адвокатских контор заработала около 5,4 млрд. фунтов стерлингов. Только по делу “Березовский против Абрамовича” гонорары составили более 100 млн. фунтов. Эти показатели сказались позитивно на многих сферах лондонского бизнеса, начиная от транспорта и заканчивая гостиничными и переводческими услугами. Видимо, по этой причине мэр Лондона Борис ДЖОНСОН прямо призывал предпринимателей всего мира решать свои споры в столице Великобритании.
Хочу еще раз подчеркнуть, что работа международного финансового центра “Астана” даст мощный импульс для подъема казахстанской экономики. Глава государства поставил задачу развития международного финансового центра “Астана” к 2025 году до уровня 30 наиболее продвинутых мировых финансовых центров.
Более 300 лет назад Петр I, основывая Санкт-Петербург, смело ввозил в патриархальную Россию иностранных специалистов и технологии из Европы. Это время стало переломным началом исторического развития России, определило ее дальнейшее будущее на целые столетия. Проводя параллель между прошлым и настоящим, предложения Нурсултана Назарбаева о создании международного финансового центра “Астана”, об активном использовании передового иностранного опыта в сферах госуправления, судебной системе можно поставить в один ряд с историческими деяниями Петра Великого.
Зауре МИРЗАХОДЖАЕВА, фото автора, Шымкент