Одной нефтью сыт не будешь,
или Как молоко камень точит
Оказывается, не только вода со временем камень точит. Методическое капанье газеты “Время” на правительственные мозги в части необходимости кооперации и коллективизации в сельском хозяйстве отозвалось буквально прямым эхом Минсельхоза. Наращивание товарного производства молока и мощности переработки продукции планируется осуществить за счет развития сельхозкооперации на селе по примеру деятельности зарубежных транснациональных компаний, объявили в ведомстве.
За основу будет взята схема деятельности новозеландской FONTERRA и датской ARLA с развитием кооперативного производства на селе. За счет создания производственных кооперативов планируется увеличить производство молока на 500 тыс. тонн до 2020 года, также нарастить мощности переработки продукции с 40 до 70%, уменьшить долю импорта молока в потреблении с 28 до 18%.
В качестве господдержки кооперативов на селе предусматривается сокращение срока возврата НДС для заготовительных организаций с одного года до одного квартала и снятие ограничения по наличию сельскохозяйственных земель при применении кооперативами специального налогового режима.
По итогам 2014 года, как информирует ведомство, в Казахстане произведено более 5,0 млн. тонн молока, из них в личных подсобных хозяйствах - 82%, в сельхозформированиях - 18%. Доля переработки молока составляет 40% от общего объема производства.
В рамках плана нации “100 конкретных шагов” Минсельхоз привлекает стратегических инвесторов для развития производства молока и молочной продукции. Основная задача - обеспечить экспорт до половины выпускаемой продукции на рынки стран СНГ в течение трех лет.
Предусматривается также финансирование проектов в АПК за счет национальных управляющих холдингов “Байтерек” и “КазАгро”, увеличение субсидирования процентной ставки по кредитам и лизингу, создание условий для отечественных товаропроизводителей путем расширения торговых площадей, создание логистических центров и развитие технического регулирования.
Обещаны (переведем дыхание) оснащение лабораторий современным оборудованием для выявления фальсифицированной пищевой продукции и активизация работы по популяризации потребления продовольственных товаров отечественного производства.
Кроме того, ожидается увеличение объемов госзаказа на проведение научно-практических мероприятий по внедрению новейших технологий в производство, проведение через центры распространения знаний обучающих семинаров с привлечением зарубежных экспертов в области молочного скотоводства.
В частности, на базе существующего предприятия в Актюбинской области будет создана ферма, перерабатывающая 60 тонн молока в сутки, в Алматинской области - 100 тонн молока, в Акмолинской - 50 тонн молока в сутки. Вот сколько обнадеживающего сообщил вице-министр Е. Кошербаев.
Да уж, самое время, прямо скажем. Не хотелось бы нагнетать панику, но вот вам официальная статотчетность за первые пять месяцев этого года.
Внешнеторговый оборот Казахстана по сравнению с январем-маем 2014 года просел сразу более чем на треть (36,2%) - с $51 058 млн. упал до $32 593 млн. Наш валютный кормилец - сырьевой экспорт - с $35,6 млрд. срезался сразу до $19,8 млрд., а кормящий нас импорт товаров и продовольствия, соответственно не поддерживаемый валютным обеспечением, с прошлогодних $15,5 млрд. сполз до $12,8 млрд.
А ведь экспорт-импорт для внешне ориентированной экономики Казахстана - это наше все. Едва ли не вся прочая внутренняя экономика напрямую или опосредованно завязана на производстве и вывозе сырья и на завозе-дистрибьюции готовых промышленных и потребительских товаров. А в такой экономической парадигме сворачивание внешней активности на 36,2% не катастрофа, конечно, но симптом более чем неприятный. В развальную после СССР первую половину 90-х, кстати заметим, темпы падения год к году были в разы меньше.
Самое же неприятное - это фундаментальное спокойствие правительства на фоне такой клонящейся в осеннее увядание внешнеэкономической картины.
То, что министры и премьер с замами открыто не паникуют, это замечательно. Но ведь и никаких источников развития, подхватывающих слабеющий валютный поток и переведенные в расходный режим запасы Нацфонда, не предлагают.
Между тем лишение мировой стоимости нефти биржевой фьючерсной накачки и перевод ее в диапазон, обеспечивающий минимальную рентабельность нашей удаленной от мировых рынков нефтянки, но и не более - это уже состоявшийся тренд на все обозримые годы вперед.
За что же, спрашивается, в таких условиях должны уцепиться государство и население, чтобы пережить нынешнее непростое переходное время?
За землю - в прямом и переносном смысле -
прежде всего!
Если страна сможет обеспечивать себя основным пропитанием, а масса нынешних сельских и пригородных самозанятых будет подхвачена аграрной кооперацией и коллективным аграрным производством, любые трудные времена преодолимы.
Осталось нам с вами пожелать успехов Минсельхозу. И посмотреть со “Временем”, как оно справится с обещанием залить нас молочными реками…
Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы