Песнь пенсий,
или Как гласные превращаются в согласных
Российское правительство стремительно корректирует бюджеты на следующие два года - в сторону урезания. Причем достоянием телезрителей стали разногласия между руководителями финансового и социального блоков по поводу масштабов сжатия. Наше правительство занимается сейчас теми же самыми сокращениями, но дружно и молча. Другое дело, наши депутаты, которым только дай повод поговорить. А повод вот он: помимо собственно бюджетов “оптимизации” подвергается и пенсионная система.
Напрямую о сокращении речь не идет - все сформулировано красиво: обеспечение адекватности пенсионных выплат для достойного уровня жизни в пенсионном возрасте. Достойно жить с 1 июля 2017 года предстоит на базовую пенсию, равную 50% прожиточного минимума. Это при стаже участия в накопительной пенсионной системе десять и менее лет, и еще по 2% за каждый - свыше 10 лет - год участия. Возрадуйтесь: при 35-летнем и более стаже участия в ЕНПФ можно довести свою базовую пенсию до 100% прожиточного минимума!
Этот самый прожиточный минимум считается так: берется утвержденный продуктовый набор, обсчитывается в рыночных ценах, и на него накручивается еще 40% на все прочее - сверх питания. При этом злые языки утверждают, что казахстанский продуктовый паек меньше, чем послевоенный рацион питания немецких военнопленных. А 40-процентная надбавка съедается одними только тарифами ЖКХ, не говоря уже о лекарствах, одежде и обуви.
И еще - для справки: вожделенный 100-процентный минимум станут получать нынешние 40-45 летние, потому что 35-летний стаж деятельности самой накопительной пенсионной системы набежит только к 2033 году.
Мы, конечно, понимаем ухищрения правительства насчет всяческой минимизации социального обеспечения: денег для пенсий остро не хватает!
Другой вопрос: а почему, собственно?
Среди разных причин есть и такая - фундаментальная - острая нехватка базовых заработков официально трудящихся. Судите сами: в нормальных экономиках доля зарплаты в ВВП составляет минимум 40%, а как правило - половину и выше. И в этом есть глубокий экономический и социальный смысл, поскольку ВВП не только суммарная стоимость всего производимого и потребляемого в национальной экономике, но еще и расклад - кто, сколько и на какие доходы потребляет. Так вот, нормально, когда на официальные зарплаты наемных работников можно купить хотя бы половину национального продукта, еще около четверти им достается через различные бюджетные схемы, оставшаяся же четверть приходится на прибыли корпораций, работодателей и разных “лиц свободных профессий”.
У нас же (внимание!), если судить по статистике пенсионных отчислений, доля легальных зарплат в Казахстане все годы пенсионного накопительства плавает вокруг всего лишь 10-15 процентов ВВП. В 2013 году, например, получилось 12,0%, а в 2014-м - 15,7%. Остальное - это разные серые и черные схемы оплаты труда и так называемые самозанятые. Которых, по той же официальной статистике за 2014 год, насчитывалось 2582 тысячи человек, или почти треть (29,9%) от общей численности (8641 тыс.) всех занятых в экономике.
Плюс, конечно, потрясающие коррупционные распределения и официальные внезарплатные присвоения разного рода дивидендов.
Можно, конечно, порадоваться за наши корпорации, за явных и скрытых олигархов, но при такой скудной официальной зарплатной базе простым казахстанцам достойного пенсионного обеспечения не видать!
Итак, самая большая яма нашей социалки - это низкий охват официальными зарплатами и низкий их уровень, из чего вытекает и мизерность пенсионного обеспечения. А теперь догадайтесь с трех раз, как правительство планирует выбраться из этой ямы.
По-хорошему, надо бы стимулировать работодателей и работников на вывод зарплат из тени и их повышение - способы имеются. Но правительство умудрилось сделать с точностью до наоборот: с 1 января 2018 года уже и работодателям придется вносить в ЕНПФ по 5% от фонда оплаты труда их работников. Здесь трижды прав депутат мажилиса Азат ПЕРУАШЕВ: “У нас начнется официальное снижение заработных плат, как минимум, на те же пять процентов для сотрудников. Зарплаты начнут уходить в тень, выдавать их будут в конвертах”.
На что депутат Гульжан КАРАГУСОВА интересно так парировала: мол, если предприниматели начнут занижать зарплату, тогда какие же они граждане страны? К тому же мы, дескать, вносим в Административный кодекс ответственность за необоснованное снижение уровня зарплаты.
Оно, конечно, достаточно предпринимателя припугнуть штрафом в столько-то прожиточных минимумов, и он сразу бросится расширять фонд зарплаты. Завидую Гульжан Джанпеисовне - счастливы люди, сумевшие и на солидных постах сохранить юношеский идеализм!
Впрочем, и разбирающийся в предпринимательских реалиях депутат Перуашев не испортил настроения мажилисменам - они единогласно приняли в первом чтении правительственный законопроект. Принципиальный, но покладистый Азат Турлыбекович в итоге тоже предпочел быть согласным, а не гласным...
Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы