Дилемма из трёх букв
Казахстан завершил 19-летние переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО). Наша страна станет 162-м членом ВТО, однако до конца не понятно, хорошо это для нас или плохо. С одной стороны, мы будем открыты для ввоза более дешевой продукции из 161 государства мира. С другой - есть риск, что отечественные производители не смогут выдержать давления новоиспеченных конкурентов. Кроме того, в странах ВТО действуют совсем другие требования к банковской системе. Что же нас ждет - снижение цен в магазинах и на рынках или снижение покупательской способности из-за уменьшения числа производителей и сокращения рабочих мест? Об этом газете “Время” рассказали эксперты.
Всемирная торговая организация в ее нынешнем виде была создана 1 января 1995 года. А уже через год - в 1996-м - Казахстан начал переговоры о присоединении к этой структуре. И только сейчас, спустя почти два десятилетия, все вопросы улажены.
Султан АКИМБЕКОВ, директор Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента Казахстана, объясняет, почему на это ушло так много времени:
- Процесс переговоров затянулся из-за того, что Россия, наш партнер по Таможенному и Евразийскому экономическому союзу, вступила в ВТО раньше нас. Это означало, что теперь все договоренности со Всемирной торговой организацией надо было принимать с учетом наших интеграционных процессов. Это не вопрос согласования, а вопрос того, чтобы одни договоренности не противоречили другим. Теперь, кстати, встает “белорусская проблема” - в ЕАЭС три страны входят в ВТО, а Белоруссия - нет, и ее экономику с большой натяжкой можно назвать рыночной. Вот и получается, что любые интеграционные переговоры вести крайне сложно. В то же время все понимают, что и руководство Казахстана, и наши соседи - особенно Китай - были заинтересованы в том, чтобы переговорный процесс завершился успешно.
Так для чего Казахстану иметь членство в ВТО, если благодаря ЕАЭС влияние организации уже распространяется на нашу территорию? Дело в том, что Казахстан остро нуждается в новых рынках, считает Султан Акимбеков.
- Конечно, теперь наша экономика будет работать в новых условиях, - объясняет директор Института мировой экономики и политики. - Есть очевидные плюсы и минусы. Главный минус заключается в том, что наши производители могут не выдержать соперничества с более дешевой продукцией из других стран, входящих в ВТО. Но, по большому счету, наши бизнесмены уже сейчас испытывают серьезное давление со стороны российских конкурентов, особенно с учетом падения курса рубля. Но давайте будем честны - российские эксперты в свою очередь говорят: после вступления страны в ВТО товаропроизводители стали испытывать проблемы. Но в то же время нельзя забывать, что наше государство прилагает большие усилия, чтобы оказывать постоянную поддержку отечественному бизнесу. Во-первых, в Казахстане очень низкие налоги, во-вторых, каждый год появляются программы по поддержке предпринимательства, в-третьих, у нас есть явные преимущества перед конкурентами из дальних стран. Например, мы не морская страна, достаточно отдаленная от ряда крупнейших государств, а это означает, что часть товаров выгоднее производить внутри республики, а также снабжать ими соседей. В целом членство в ВТО позволяет открывать новые рынки, увеличивать производственные мощности. Но для этого надо работать над собой. При этом необходимо понимать: мы Landlocked Country - страна, находящаяся в центре континента, поэтому нам жизненно необходимо участвовать в интеграционных объединениях и выстраивать тесные отношения с крупнейшими партнерами - в нашем случае с Россией и Китаем. Это позволит иметь постоянный выход на другие рынки. ВТО такую возможность дает.
В заочный спор с Султаном Акимбековым вступает другой наш эксперт - глава Центра макроэкономических исследований и бывший советник председателя Нацбанка Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ. Экономист предостерегает: участие в торгово-политическом объединении несет в себе много рисков.
- Исходя из опыта других стран и опираясь на ту информацию, которая уже появлялась в СМИ, можно предположить, какие изменения нас ждут, - говорит г-н Худайбергенов. - До появления Таможенного союза наш средний таможенный тариф был порядка 6 процентов. После того как Казахстан вступил в ТС, этот цифра поднялась до 11-12 процентов. Когда Россия вступила в ВТО, средний таможенный тариф по странам ЕАЭС начал снижаться, и в течение 3-4 лет он составит порядка 7,5 процента. Насколько я понимаю, наше вступление в ВТО еще сильнее понизит этот показатель. Это означает, что доходы государства также будут уменьшаться. Кроме того, в рамках ВТО есть договоренности, что при вступлении страны в организацию она должна понизить пошлины на готовую продукцию, но при этом увеличить их на промежуточную продукцию, то есть на ингредиенты и комплектующие. Таким образом, производство становится менее выгодным, чем импорт.
Нововведения коснутся и той сферы, которая вроде бы к торговле товарами отношения не имеет, - финансовой системы Казахстана. Как поясняет Олжас Худайбергенов, таково обязательное условие ВТО.
- Обычно через 6 лет после вступления страны в ВТО иностранные банки получают разрешение на открытие там дочерних структур без лицензии местного Нацбанка, - говорит глава Центра макроэкономических исследований. - Конечно, они также регулируются согласно местному законодательству, но все равно имеют больше возможностей и больше свободы, чем лицензированные банки. То есть мы фактически одновременно получим давление и на товаропроизводителей, и на финансовую систему страны. Я не вижу очевидных плюсов от ВТО. Мы отправляем на экспорт в основном сырье - энергоресурсы и металлы, ну еще зерно. Проблем с выходом на другие рынки у нас нет, все продается за доллары, приносит постоянный доход. То есть я, честно говоря, не вижу причин стремиться в эту организацию.
В любом случае время покажет, что нас ждет в ВТО. Остается лишь одно - изучать опыт наших соседей, которые присоединились к этой организации раньше. Это позволит нам учесть чужие ошибки и сделать правильные выводы. К примеру, Киргизия стала первым государством на постсоветском пространстве, ставшим членом ВТО. Произошло это еще в 1998 году, и вот сейчас, спустя 17 лет, можно оценить влияние организации на экономику соседней республики.
- У нас было два варианта развития экономики - вступить в ВТО или пойти по пути Белоруссии, где Батька ЛУКАШЕНКО сохранил колхозы и совхозы, не дал разворовать промышленность, - вспоминает киргизский политолог Марс САРИЕВ. - Но после развала СССР востребованность нашей продукции упала, поэтому и было принято решение о присоединении к организации. И мы сразу почувствовали эффект - как положительный, так и отрицательный. Кыргызстан превратился в торговый хаб, через который китайские и турецкие товары идут в соседние страны. Все это благодаря требованиям ВТО, которые снимают все экономические и таможенные препоны. Я считаю, что это решение помогло найти Кыргызстану свое место в экономических отношениях с Казахстаном и Россией. Однако из-за того, что мы превратились в посредников и в страну хлынули дешевые товары, у нас практически полностью развалилось сельское хозяйство, а промышленность, особенно военная, оказалась не востребована. В советские годы у нас были построены заводы-гиганты, но с наступлением независимости их практически полностью уничтожили и “сдали на металлолом”. Но самые большие трудности возникли после появления Таможенного союза. Границы оказались закрыты, поэтому товар из Китая и Турции перестал пользоваться большим спросом у наших соседей. То есть положительный эффект от ВТО упал. Конечно, сейчас, после вступления Кыргызстана в Евразийский союз, мы рассчитываем на то, что наша экономика будет расти.
Политолог из Бишкека дал свой прогноз относительно перспектив Казахстана в условиях ВТО.
- Не думаю, что Казахстан после вступления в ВТО повторит нашу судьбу, - говорит Марс Сариев. - У нас разные экономики, разные доходы и расходы. Казахстан развивает промышленность, привлекает большие зарубежные инвестиции, самостоятельно финансирует крупные проекты внутри страны, поэтому постарается извлечь максимум пользы от членства в ВТО. Думаю, эффект будет положительный и казахстанцы это почувствуют в самое ближайшее время.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайта Rt.ru, Алматы