2730

Бюджетные горки по-казахстански,

или Почему не стоит раскатывать губу на ближайшее будущее

Из накопительного режима экономика Казахстана перешла в расходный. Данные за май показали убыль валютных запасов еще на $930 млн., а всего поддержка курса тенге и бюджета с прошлой осени привела к “похудению” резервов Нацбанка и Нацфонда на $7,62 млрд. И как раз к июню правительство и Счетный комитет созрели для отчета перед парламентом по исполнению бюджета за прошлый год. Слушания, как всегда, получились бурными, хотя основные параметры выдержаны тютелька в тютельку: и доходная, и расходная части выполнены на 99,4 процента.

Поводом для несколько даже избыточных депутатских эмоций на этот раз стала совершенно стандартная ситуация - традиционное ежегодное неисполнение бюджетных программ и нецелевое использование денег налогоплательщиков. Так, сумма средств, по которым не исполнен принцип результативности бюджетной системы, составила 378,5 млрд. тенге, а сумма выявленных финансовых нарушений в 2014 году по сравнению с 2013-м увеличилась на 40 процентов и составила 243,1 млрд. тенге.
Налицо стандартный джентльменский набор: реализация инвестиционных проектов осуществлялась в условиях несвоевременного их финансирования, затягивания сроков проведения конкурсных процедур, некачественной разработки проектно-сметной документации и технико-экономического обоснования. Это приводило к удорожанию проектов, приостановке их реализации, несвоевременной сдаче объектов в эксплуатацию.
Ну и как бы между делом было констатировано: программы по возрождению малых городов и модернизации ЖКХ вообще провалены.
Но это, как говорится, ложка дегтя. В роли же бочки меда выступило то обстоятельство, что приоритетом бюджетной политики было первоочередное финансирование социальных обязательств. Выплаты пенсий, социальных пособий и заработной платы работникам бюджетной сферы, предусмотренные в респуб­ликанском бюджете на 2014 год, финансировались свое­временно и в полном объеме. А всего расходы на социальные нужды составили 2 680,2 млрд. тенге, и в 2014 году их объем достиг 6,9 процента к ВВП, что способствует сохранению стабильного социального климата.
Что правда, то правда: социалку правительство постаралось профинансировать по полной. А знаете почему?
Потому что республиканский бюджет на 2014 год пошел на убыль против бюджета-2013, а казна нынешнего года - еще худее. Вот взгляните на график 1: здесь сопоставлены самые главные расходные статьи, только пересчитанные на млн. долларов - для снятия девальвационных вариаций национальной валюты.
Если всмотреться, то все столбики затрат по 2013, 2014 и 2015 годам идут по убывающей, за исключением строчки “госдолг” - стоимость его обслуживания не­уклонно растет.
И еще одно исключение - резкий всплеск затрат в прошлом году на содержание госаппарата, включая оборону и общественный порядок. Чем это объяснить - вопрос интересный. Но в этом году, как видим, государство дало такой же резкий задний ход: наибольшее сокращение прошло по этим же статьям. Зато соцобеспечение, как видим, слегка “просевшее” в прошлом году, на этот год сохранено в том же объеме.
Как говорится, и на этом спасибо, поскольку все прочее - транс­ферты регионам, образование и здравоохранение, ЖКХ, культура и спорт - все вниз.
Спрашивается, почему все покатилось как с горы? Ответ дает график 2: мы имеем фактический спад по всем основным доходным статьям бюджета.
За одним опять-таки исключением: резкий рост пополнения бюджета за счет трансфертов из Нацфонда. Все остальные главные поступления - корпоративный подоходный налог, НДС, таможенные платежи и сборы - идут на убыль. Вот это и составляет суть переживаемого нами кризисного момента: поддержание хоть какой-то бюджетной и общей экономической стабильности (включая курс тенге) за счет ускоренного ввода во внутреннюю экономику валютных накоплений Национального фонда. “Накопительная” эпоха для НФ - в прошлом, с прошлогодней осени и по настоящее время он переведен в расходный режим.
Правда, если верить уже утверж­денному закону о бюджетах на 2016 и 2017 годы, там и доходы, и расходы, как по взмаху волшебной палочки, опять замечательно растут. Но эти столбики мы не стали включать в наши инфографики, чтобы зря не раскатывать губу. Потому что при всем нашем уважении к правительству и любви к депутатам больше верится в суровые бюджетные реалии нынешнего года, нежели в самые их радужные планы на будущее.
Мы, конечно, нисколько не сомневаемся, что правительство успешно отчитается за все запланированные им на следующий год ходы из числа “ста шагов”, а парламентарии успешно все “проштампуют” (публично негодуя при этом). Но эта плодотворная деятельность не сулит казахстанской экономике повышения нефтяных цен, на которых у нас все пока и держится. А вот что касается несырьевой альтернативы - здесь ничего такого содержательного ни министры, ни депутаты так и не родили.

Между тем нынешняя ситуация с бюджетом свидетельствует: времена легких денег, которые можно было хронически недоосваивать и регулярно пилить, заканчиваются. А потому и наш парламент из простой говорильни пора переводить в режим формирования правительства и ответственности за его деятельность.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть