1918

Низы не могут, а хотят ли верхи?

или Как больше не тратить нервные клетки депутатов

Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета выявил нарушения при реализации государственных программ на сумму более 127 миллиардов тенге, сообщают СМИ.

Несмотря на неоднократные уточнения и корректировки параметров, администраторами бюджетных программ средства республиканского бюджета использованы недостаточно эффективно. Сумма средств, по которым не исполнен принцип результативности бюджетной системы, составила 378,5 миллиарда тенге. Анализ исполнения бюджета свидетельствует о недостаточно эффективном налоговом и таможенном администрировании, снижении налоговой дисциплины и потерях поступлений.
Оценка реализации двух государственных и пятнадцати отраслевых программ показала, что надлежащее их исполнение не обеспечено, эффективное взаимодействие исполнителей как на центральном, так и на местном уровне не осуществлялось.
Отмечается, что основным источником поступления доходов местных бюджетов по-прежнему остаются трансферты. В 2014 году по сравнению с 2013-м сумма выявленных финансовых нарушений, допущенных при формировании и использовании целевых трансфертов, увеличилась на 40 процентов и составила 243,1 миллиарда тенге.
Реализация инвестиционных проектов осуществлялась в условиях несвоевременного их финансирования, затягивания сроков проведения конкурсных процедур, некачественной разработки проектно-сметной документации и технико-экономического обоснования.
И чтобы подвести черту под этим печальным цитированием, еще такая важная констатация: львиная доля неисполнения приходится на низы. Центральными госорганами при реализации инвестиционных проектов допущены нарушения на общую сумму 34,3 миллиарда тенге. Общая сумма нарушений, допущенных местными исполнительными органами, составила 174,1 миллиарда тенге.
Депутаты очень по этому поводу негодовали и расстраивались. Особо же их возмущало то, что они, дескать, уже лет шесть как требуют навести порядок, а он все никак не наводится. Хотя, с другой стороны, могли бы и поберечь нервы: ситуация-то стандартная, неисполнение финансируемых из бюджета программ с крупными злоупотреб­лениями при этом - дело много-многолетнее и устоявшееся.
Спрашивается: что с этим делать? Как нам приблизиться к опыту тех стран, где бюджетную денежку - только дай! - сполна осваивают, да еще и по делу?
А с этим, как и вообще с устройством в нашей стране исполнительной и представительской власти, надо сделать ровно две вещи. Которые есть во всех без исключения развитых странах. И которых нет, извините, в нашем “развивающемся” государстве.
Первое - это местное само­управление в городах, больших и малых, начиная от двух столиц и до поселков, а также в крупных селах и аулах. Если вы думаете, что суть такого самоуправления в выборах акимов, то это как раз дело не главное. Главное - самостоятельность городских, поселковых бюджетов, наполняемых в том числе и за счет установленной части государственных налогов. Тогда схема освоения бюджетных средств становится элементарно короче, понятнее и прозрачнее. Ведь в таком случае проблема неосвоения или нецелевого использования большей части бюджетных средств в стране волнует не столичный Счетный комитет и очень высокопоставленных мажилисменов, а избираемых самими горожанами депутатов. Перед которыми полностью ответственен выбранный ими или назначенный по контракту аким-градоначальник.
А вторая отсутствующая у нас пока вещь касается как раз мажилисменов, зря губящих невосстанавливаемые нервные клетки. Во всех без исключения, если кто еще не в курсе, развитых странах исполнительную власть формирует парламент, состоящий - внимание! - из нескольких партий. Парламентских партий в любом развитом государстве немного - две-три, максимум четыре-пять. Но ни в коем случае не одна или не комбинация из одной громадной и пары мелко поддакивающих.
И в такой системе правительство, во-первых, формируется самими парламентскими партиями, министерства-ведомства возглавляют их люди, исполняющие утвержденный парламентским коалиционным большинством бюджет. Здесь неисполнение или увод денег “налево” обнаруживается раньше и пресекается эффективнее. Во-вторых, партии-то конкурируют друг с другом, подлавливая и министров, и соседние фракции на любых неисполнениях и нарушениях.
Там оппозиция, от которой тщательно зачищен наш бессильно негодующий парламент, находится внутри властной системы, всякую ошибку правящего большинства она выявит и публично огласит лучше и быстрее любого Счетного комитета.
Так вот, конституционная реформа с передачей парламенту права формирования правительства - она уже оглашена главой государства. И это хорошо. К чему хорошо бы еще добавить неискусственную трехпартийность парламента.
И еще в состав политической модернизации хорошо бы добавить перевод городских акиматов и маслихатов в формат местного самоуправления по европейскому образцу. Тогда стало бы еще лучше.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть