2197

Обещаниями сыт не будешь,

или Почему Минсельхоз мычит, но не телится

Что бы ни происходило, весна по расписанию. Потому что посевную откладывать никак нельзя. Об этом напомнил на недавней встрече глава государства министру сельского хозяйства Асылжану МАМЫТБЕКОВУ. Заодно поручил навести порядок с финансированием сельхозпредприятий и наладить импортозамещение основных продуктов питания. Минсельхоз ответил - есть!

“В прошлом году валовой сбор после доработки составил 17,2 млн. тонн зерна. В этом году сбор будет не ниже прошлогоднего показателя”, - заверяет вице-министр С. ОМАРОВ.
С обеспечением посевной все в порядке: в прошлом году была проведена огромная работа по инвентаризации наличия семян в рес­публике, потребность в этом году составила 2,2 млн. тонн, на сегодняшний день сельхозтоваропроизводители обеспечены семенами в полном объеме. Посевные площади в этом году составят более 21,5 млн. га. Площади весеннего сева зерновых прогнозируются на уровне 15,2 млн. га, в том числе пшеницы около 12,2 млн. га. На юге Казахстана уже засеяно свыше 160 тыс. га. Для диверсификации посевных площадей Минсельхоз сократил нормы субсидирования производства пшеницы, за счет чего удалось повысить сумму субсидий для других приоритетных культур.
С деньгами тоже ажур: на субсидирование растениеводства направляется 78,2 млрд. тенге, из них 34,7 млрд. для дотирования производства приоритетных культур, 27 млрд. на удешевление минеральных удобрений и гербицидов, 6 млрд. на удешевление лизинга сельхозтехники, 3,4 млрд. на закладку и выращивание плодово-ягодных культур и винограда.
На проведение весенне-полевых работ выделен бюджетный кредит в размере 60 млрд. тенге, что на 20 млрд. тенге больше, чем в прошлом году. Под форвардный закуп пшеницы и ячменя профинансировано заявок на сумму более 8 млрд. тенге.
И самое интересное: будем мы не только с хлебом, но и с валютой. Экспортный потенциал на 2014-2015 годы планируется на уровне 7 млн. тонн, сообщает С. Омаров. На сегодняшний день в Азербайджан, Афганистан, Иран отгружено 2,1 млн. тонн зерна, в Россию - 119 тыс. тонн, в Китай - 55 тыс. тонн, в страны ЕС - 61 тыс. тонн, на Ближний Восток - 17,9 тыс. тонн зерна. Кроме того, отгружено на экспорт 1,1 млн. тонн муки.
Ну что тут скажешь? Видно, недаром, по оценке Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции, Минсельхоз наряду с МИДом признан одним из наиболее эффективных госорганов по управлению персоналом, о чем само аграрное ведомство сообщило
1 апреля. Или это обычная перво­апрельская шутка?
Смех смехом, а хорошее - враг лучшего! Кому как не самому передовому министерству в стране вспахивать новые горизонты? Причем за ориентирами далеко ходить не надо - читайте президента: “Итогом работы должно стать возникновение новых трех-четырех экспортных продуктов за счет диверсификации экономики. Важно развивать сектор переработки сельхозсырья на основе новой комплексной программы развития”.
Заметьте, поименно эти три-четыре новых экспортных продукта не названы. Выходит, во всем правительстве, среди всех министерств-ведомств и первых руководителей не нашлось ни одного смельчака, подставившегося под конкретные обязательства.
Однако подсказка имеется:
“Ежегодно Казахстан экспортирует в среднем 5 миллионов тонн зерна, которые могут послужить сырьем для следующей цепочки добавленной стоимости и обеспечить дополнительную экспортную выручку. Простейший расчет показывает, что от продажи 1000 тонны зерна экспортная выручка составит около 200 тыс. долларов США, а от продажи 250 тонн говядины (конверсия: 1 кг мяса - 4 кг зерна) выручка составит не менее 1,5 млн. долларов США”.
Это уже из программы “Агробизнес-2020” нашего родного Министерства сельского хозяйства. Где есть и такая табличка:
И как раз под этот амбициозный план 300-кратного увеличения мясного экспорта в Казахстан, как все мы помним, и стали завозить самолетами элитных бычков-телочек - в те несколько предыдущих лет, когда дефицит денег вообще и валюты в частности еще не так брал за горло.
Что же касается осуществления, то… в 2013 году Казахстан экспортировал около 300 тонн, в 2014-м - семь тысяч тонн говядины, сообщает уже сам министр Мамытбеков. “Этот объем будет нарастать”, - добавляет он, не заморачиваясь с цифрами. Еще бы, ведь семь тысяч тонн против запланированных семнадцати с лишним тысяч - это немножко меньше. Тут до обещанной сотни тысяч тонн уже через пять лет - как до Луны!
Я вам открою секрет, почему наш передовой Минсельхоз по исполнению собственных планов развития мясного животноводства находится не в голове прогресса, а примерно там, откуда у коровы растет хвост. Причем секрет этот легко вычитать в самой же программе “Агробизнес-2020”. Там четко перечислены все проблемы и недостатки казахстанского животноводства, среди которых и такой: мелкотоварность и технологическая отсталость большинства животноводческих предприятий.
Собственно, прочие причины можно и не разбирать, ибо без крупнохозяйственной индустриальной основы какое, к черту, высокотоварное мясное производство?!
Вот посмотрите “Евроньюс”: мелкие фермеры заполнили тракторами Брюссель - протестуют даже не против антироссийских санкций, а против крупных мясомолочных производителей, грозящих им разорением. Да, у Европы свои проблемы - некуда девать избыточно производимую продукцию. У нас же за красивым словом “фермер” стоит сельское убожество, скатывание к дедовскому натуральному хозяйствованию.
Зерносеющие хозяйства - хотя и на латифундистской, полукрепостной основе - все-таки укрупнены, оснащены технически. А вот следую­щий гораздо более высокотехнологичный и сложный передел - мяс­ной - без структурной перестройки на селе просто нереален.
Продвинутый наш Минсельхоз это понимает, конечно, и что-то даже прописывает в своих планах, но… на словах мычит не совсем вразумительное, а по делу не телится.
Вот, например, как забавно комментирует министр Асылжан Мамыт­беков обратную сторону медали - прямо-таки неприличный экспорт мяса в Казахстан. Это, говорит он, и не мясо вовсе - на прилавках мы его не видим, а некое технологическое сырье - для консервов, сосисок и колбас. А собственно мяса, дескать, у нас переизбыток - мы его экспортируем.
Допустим, но почему бы этим “переизбытком” не покрыть хотя бы часть внутренних потребностей?
Не потому ли, что импорт мяса в Казахстан в 16 раз превышает экс­порт? Вот для примера объемы по прошлому году: из США поставлено 119,4 тыс. тонн на $104,1 млн., из воюющей Украины - 19,3 тыс. тонн на $33,3 млн., из Польши - 5,2 тыс. тонн на $13,3 млн., из Канады - 4,7 тыс. тонн мяса на $12,4 млн.
Короче, уж точно руководство Минсельхоза в одном обогнало даже наших продвинутых дипломатов - в умении кормить обещаниями.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть