4142

Скромное обаяние приватизации,

или Всё, что украдено до нас

Национальный банк перед праздником опубликовал данные о валютных запасах по итогам февраля, и мы мимо этого пройти никак не можем: мы ведь обещали отслеживать ситуацию с девальвацией.

Так вот, пока все как будто замерло: резервы самого НБРК за месяц выросли лишь чуточку - с $29,055 млрд. до 29,08, а накопления Национального фонда на чуть большую чуточку снизились - с $71,751 до 71,703 млрд. В сумме минус 30 миллионов долларов - для таких масштабов копейки, но тут важна не сумма, а тенденция. Тенденция же демонстрирует системный перелом (см. график).
Золотовалютные резервы Нацбанка ходили туда-сюда и раньше, а вот накопления Нацфонда, за исключением рокового 2009 года, когда понадобилось спасать попавшие под внешний дефолт БТА и парочку других банков, всегда накапливались, а не тратились. Теперь же, как видим, запасы НФ, а вместе с ними и вся валютная “подушка безопасности” страны начинают сдуваться - ситуация тревожная.
Причем это тревожно именно тем, что мы наблюдаем не какой-то временный циклический спад, а исчерпание всего экспортно-сырьевого цикла. В рамках которого экономика Казахстана пусть и однобоко, но достаточно бойко развивалась все “тучные” годы. Мы наблюдаем, как при падении цен на нефть потеряла ход сама сырьевая парадигма, торможение распространяется на все экономические процессы, включая и не связанные, казалось бы, с экспортом.
К примеру, Минфин только что огласил более чем скромные итоги кампании по легализации имущества и “второй волны приватизации”.
В комиссии при местных исполнительных органах поступило
23 047 заявлений на легализацию имущества, находящегося на территории РК, на общую сумму 198,3 млрд. тенге. Это 18 837 жилых объектов на сумму 143,5 млрд. тенге; 10 145 нежилых на 53,3 млрд. тенге, в том числе 2372 коммерческих объекта на 35,3 млрд. тенге; 14 долей участия в юридических лицах на сумму 0,7 млрд. тенге и ценных бумаг на 0,8 млрд. тенге.
Легализовано 14 803 объекта на сумму 91,2 млрд. тенге.
Ну здесь как раз и масштабы неплохие, и суть понятна: люди строили без должного оформления или покупали недвижимость с сомнительными документами, появилась возможность - они все это узаконивают.
А вот по легализации зарубежного имущества поступило 6 заявлений на общую сумму 215,9 млн. тенге: три жилых объекта, один коммерческий и две доли участия в юридических лицах на сумму 3,0 млн. тенге. Легализовано три объекта на сумму 110,1 млн. тенге.
Что шесть заявленных объектов, что три легализованных - это, считай, все равно что ничего. А между тем ни для кого не секрет, что за рубежом, включая лучшие мировые центры, казахской собственности - более чем. Так, приходилось читать, что в одном только Дубае казахам принадлежит порядка десяти тысяч коттеджей. И надо полагать, далеко не все из них оформлены на фактических собственников - наверняка там немало родственников и доверенных людей, водителей, охранников и домработниц. Спрашивается: почему бы весомым у нас в стране людям не воспользоваться возможностью и не легализовать в родной стране эти свои заграничные “плацдармы”?
Подвесим пока напрашивающийся ответ в воздухе, мы сейчас выйдем на него с другого неожиданного конца - со стороны отсутствия покупателей на очень даже неплохие объекты, от которых государство решило срочно избавиться.
Так вот, Минфин сообщает, что в рамках “второй волны приватизации” общая сумма продажи составила около 29 млрд. тенге, это без учета IPO KEGOC. С этим - 40 млрд. тенге. Наибольшую активность проявили предприниматели Жамбылской и Актюбинской областей, в конкурентную среду было передано 11 и 10 объектов. А вот по Павлодарской области не было продано ни одного из выставленных на продажу пяти объектов.
Заметим, что всего запланированных к приватизации объектов, по плану правительства и акиматов, сотни, и большая их часть вполне привлекательна. Как минимум это капитальные здания с прилегающими территориями, если не считать собственно бизнес-оборотов. Причем вот эти бизнес-обороты - за ними тоже далеко бегать не надо, традиционно это оплачиваемые бюджетом или нацкомпаниями госзаказы и прочие “околовластные” тендеры. Почему же покупатели отнюдь не выстраиваются к ним в очередь?
А дело в том, что и тут уже все давно состоялось, распределено и поделено между “своими”, независимо от государственной формы собственности. И теперь, когда правительство пытается на исходе сырьевого цикла сбросить с себя ставшие затратными обременения, сбрасывать их… некуда.
Неприватизированного еще бизнеса, который мог бы работать в действительно конкурентной среде, а не в связке с должностными лицами тех или иных органов местной или центральной власти, тех или иных нацкомпаний, нет. Ну или почти нет. Равно как и почти нет имеющих достаточно свободных средств покупателей, кроме тех, кто и так уже встроен в “при­властный” бизнес.
Ситуация на исходе заходящего в тупик сырьевого цикла тоже близка к тупиковой.
Абсолютное большинство населения вовсе отстранено от такого “рынка” и такой “конкуренции”, а если что и имеет - так это накопления в тенге или долларах вместе с неусыпным страхом девальвации.
А у того меньшинства, что обзавелось сколько-нибудь серьезной собственностью за границей и в Казахстане, голова сейчас болит о сохранении нажитого - тут уж не до дальнейшей “прихватизации”.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть