3708

Тенге: год после похудения

На будущей неделе исполнится ровно год с “черного вторника” - 11 февраля 2014 года Национальный банк Казахстана принял решение о корректировке курса тенге на 18-20 процентов. Доллар и евро скакнули вверх, захватив с собой цены практически на все товары народного потребления, а вот зарплаты и накопления в тенге стали меньше. Нужна ли была та девальвация, выполнила ли она свои задачи? Своевременно ли ее провели, учитывая страшный обвал рубля в течение всего прошлого года? Наконец, ждет ли нас вторая волна, которая сметет остатки накоплений в нацвалюте? Споры на эту тему не утихают до сих пор. Накануне первой годовщины корреспондент “Времени” предложил экспертам высказаться о том, что девальвация принесла стране - пользу или вред. 

Девальвация - это плохо?

- Шоковую девальвацию, когда курс роняют за одну секунду, применяют крайне редко, если отступать уже некуда, - говорит директор консалтингового агентства Almagest Айдархан КУСАИНОВ (на снимке). - В России, например, при более тяжелой ситуации в экономике никто на такой шаг не решился. При этом особых предпосылок для корректировки курса у нас не было. Если в предыдущих случаях еще как-то можно было оправдать необходимость изменения стоимости тенге, были какие-то девальвационные ожидания, то в 2014 году вообще ничего не предвещало беды. В результате этого маневра казахстанцы окончательно утратили доверие к Национальному банку. А вот когда осенью начались серьезные трудности и запахло настоящим кризисом, наши соотечественники заняли глухую оборону и любые предложения теперь воспринимают негативно. И что сейчас ни делай, будет только хуже. Начнем плавную девальвацию - добьем малый и средний бизнес. Будем держать курс любой ценой - снова ударим по МСБ, потому что ситуация с рублем поставила наших производителей в невыгодное положение, поэтому им как раз девальвация тенге выгодна.
Из этого я делаю вывод: девальвацию надо было проводить плавно начиная еще с 2013 года, с небольшим ускорением прошлой осенью. В этом случае и у населения была бы возможность подготовиться, и экономику от внешних факторов мы бы защитили гораздо эффективнее. А сейчас ситуация стала намного хуже, чем год назад. Получается, что “черный вторник” нам устроили совершенно зря.

Девальвация - это хорошо?

- Сложилась такая ситуация: те, кто в прошлом году выступал против девальвации, теперь призывают провести ее еще раз, - рассуждает бывший советник главы Нацбанка Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ (на снимке). - Это достаточно противоречивый момент. И если бы девальвацию не сделали год назад, то сейчас бы она произошла наверняка. То есть девальвация в силу внешних факторов была необходима, и это признают даже те, кто критиковал этот инструмент раньше. При этом надо признать, что корректировка тенге в феврале 2014 года частично снизила давление на экономику.
Кроме того, сейчас звучат призывы непременно обрушить курс тенге, чтобы спасти казахстанских производителей, чьи товары из-за резкого падения рубля стали проигрывать российским конкурентам. Но тут нужно понимать, что им девальвация не поможет, потому что кризис в России еще не закончился и никто точно не скажет, сколько будет стоить доллар к концу года - может быть, 100 рублей, а может, 150. Поэтому следовать за рублем в корне неправильно. Скажем, в 1998 году рубль упал на 350-400 процентов, а тенге год спустя - на 60. Вот и сейчас для спасения отечественных товаропроизводителей необходимо или возвращать таможенные посты, чтобы ограничивать ввоз подешевевших товаров из России, или помогать бизнесу субсидиями. А повторная девальвация нанесет огромный вред всей экономике, хотя и временно поможет какой-то сфере бизнеса. Одной девальвации вполне достаточно, дальше нужны другие меры.

Девальвация - это тупик

- Любая девальвация несет людям больше вреда, чем пользы, - убежден экономист Айдар АЛИБАЕВ (на снимке). - В нашем случае, когда мы живем в страшной зависимости от импорта, этот эффект усиливается. Большая часть денег, вырученных от продажи нефти, идет на закуп продовольствия. Соответственно, при каждой девальвации повышаются в первую очередь цены на продукты, приобретаемые за рубежом.
Второй момент - любая девальвация приводит к неизбежной инфляции, причем цены растут даже на те товары, которые произведены внутри страны.
Третий фактор - в результате падения курса падает и доверие к тенге со стороны населения. С другой стороны, у нас перед глазами есть пример российской девальвации, которая продолжается уже больше года, в результате чего рубль подешевел вдвое. То есть и плавно опускать курс - это ошибка.

Девальвация - это нормально!

- Я очень хочу, чтобы изменение курса стало бы обычной ситуацией и не воспринималось так, как это воспринимается сейчас, - считает политолог Нурлан ЕРИМБЕТОВ (на снимке). - Попробую объяснить. Я убежден, что национальная валюта должна жить по реальному курсу, чтобы нас не обманывали. Падает курс - это мы плохо работаем. Дорожает тенге - это наш общий успех. И если кардинально меняется ситуация в мире, то и курс должен меняться. Сейчас, например, упали цены на нефть. Это означает, что и тенге должен дешеветь. Но зато мы знаем, что наша валюта реагирует на то, что происходит, никто не прибил ее к стенке гвоздями. И в этой ситуации каждый человек будет понимать, что стоимость тенге определяет не министр или председатель Нацбанка, а простой гражданин. Если человек работает, приносит пользу обществу, что-то производит или оказывает услуги, то он вносит свой вклад в общее дело. Тенге должен стать настоящим индикатором состояния экономики. Например, когда человек меряет давление или температуру, он хочет знать, в каком состоянии находится его организм. Если обманывать себя, то можно изобрести такие приборы, которые будут показывать исключительно правильные цифры. Но в этом случае можно не заметить болезнь и даже умереть. Вот и с привязкой курса ситуация аналогичная. Только избранный круг людей понимает, как обстоят дела. А все остальные находятся в неведении. Так давайте дадим свободу нашей валюте и наконец поймем, хорошо мы живем или плохо.

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть