5480

Трус не играет в ПФИИР, или почему министр Исекешев спокойно ходит на работу

В чем в чем, а в трусости наших чиновников еще никто не обвинял. А тут миллионер из Актобе Марат АБИЕВ отважился. Обвинение выдвинуто против вице-министра энергетики Магзума МИРЗАГАЛИЕВА, который не принял во внимание предложение штрафовать недропользователей, регулярно нарушающих законодательство в сфере закупок. Письмо адресовано только что назначенному министру этой самой энергетики, а также разослано в СМИ. Резонанс, конечно, будет - уже идет.

Приведены примеры нарушений: большинство инвесторов сотрудничают с аффилированными буровыми компаниями, причем эти предприятия самостоятельно закупают оборудование, чаще всего за рубежом. К тому же большинство недропользователей - иностранные лица, которые стремятся поддерживать своих соотечественников. Многие крупные компании, по словам Марата Абиева, осуществляют закупки по собственным правилам. Иногда поставщикам выставляются жесткие конкурсные условия, выполнить которые казахстанские предприятия не могут. Побеждают в этих конкурсах, по мнению бизнесмена, заранее оговоренные участники тендера.
То есть получается, что заказчик скрытно ставит свой приоритет на участие иностранных компаний, которые, предлагая продукцию неказахстанского происхождения, по цене будут в явном выигрыше перед ценой конкурсной заявки казахстанского поставщика.
В список компаний, которые, по мнению бизнесмена, должны быть оштрафованы, попали АО “СНПС - Актобемунайгаз”, “Тенгизшевройл”, NCOC, ТОО “Фэлкон Ойл энд Гэс ЛТД” и другие.
Да, не робкого десятка оказался 24-летний глава ТОО “Торговый дом KSP Steel”! Впрочем, трус в его бизнес не играет - это вам не производство, а посредничество! Бизнес состоит в продаже действительно очень нужных буровикам стальных бесшовных труб, действительно выпускаемых в Казахстане. Эти трубы делает расположенное на площадке некогда знаменитого Павлодарского тракторного завода предприятие KSP Steel - в паре с расположенным там же ТОО “Кастинг”, плавящим сталь для труб из металлолома. А с ломом, как вы понимаете, там проблем нет. Ну чем не реальная польза от бывшего гиганта тракторостроения?
Причем появилось трубное производство задолго до Марата и его торгового дома. Заслуга молодых предпринимателей (по их же рассказам) в том, что они смогли включиться в прежнюю накатанную схему: трубный завод имел у себя в дилерах канадско-американскую компанию EXIM Trading, в основном же работал на бесхлопотный госзаказ национальных компаний.
Ребята - молодцы: сумели найти и для себя посредническую нишу. Еще и потому, что отечественные трубы… дороже. Всего на 4-5 процентов, но и этого достаточно, чтобы буровики предпочитали иностранные. А вот если конкурентов отжимать штрафами, тогда - да, выигрывать тендеры станет проще.
Но осмелюсь спросить: можно ли одними штрафами поддержать национального производителя?
Да, то, что иностранные (в подавляющем большинстве) нефтедобывающие компании работают по большей части с аффилированными иностранными же подрядчиками и закупают в основном иностранное, очень и очень плохо.
А ведь не “струсь” Минэнерго и перегороди такой порядок штрафами - много ли местные производители предложат на замену? Про цену и качество не говорю - вопрос в том, обеспечим ли мы нашим нефтяникам, горнякам и металлургам нужное им оборудование в достаточном ассортименте?
И, кстати, имею вопрос: почему сделанная в Казахстане труба не дешевле, а дороже завозимой из-за границы?
Вот заглянул в статотчет по импорту за прошлый год: по строчке “машины и оборудование” завезено на 19,5 млрд. долларов, “металлы и изделия из них” - еще 6,4 млрд., плюс на столько же закуплено всякой химпродукции. Итого рынок больше чем на 30 млрд. долларов в год, не считая продовольствия, бытовой техники и всего прочего... Ну и где же они, национальные товаропроизводители?
Конечно, амбициозной предприимчивой молодежью наша земля, слава Аллаху, не оскудевает. Но когда в начале 90-х корабль “Союз” поднимал в космос название самой раскрученной в Казахстане торговой фирмы - это было свежо, обнадеживающе и смело. А сейчас?
Я вот уже не первый раз штудирую “Карту индустриализации” на 2010-2014 годы - все пытаюсь найти в этой россыпи цементных заводов, откормочных площадок и других полезных объектов общим числом 872 и стоимостью 11,5 триллиона тенге что-то, направленное если уж не на опору экспорта сырья из Казахстана, то хотя бы просто на местного производителя. В глазах рябит, и… ничего не видно.
Однако в защиту нашего правительства скажу: не только трусы в нем работают!
Совершенно отважный, например, народ трудится под началом министра индустрии Асета ИСЕКЕШЕВА. Когда утверждали первую пятилетку ФИИР, в ней было запланировано увеличение доли обрабатывающей промышленности в ВВП до уровня 12,5 процента и рост доли несырьевого экспорта до 40 процентов. Недавно же, подводя итоги, глава государства отметил, что доля обрабатывающей промышленности с 11,3 процента в 2010 году снизилась до 10,9 процента, а доля несырьевого экспорта - с 30 до 20 процентов.
И что же г-н Исекешев с его подчиненными? А ничего - ходят на работу как ни в чем не бывало! Оно и понятно: трус не играет в ПФИИР.

Пётр СВОИК, рисунок Владимира Кадырбаева, Алматы

Поделиться
Класснуть