2315

Бабло порождает зло

Куда вывезет ЖКХ телега без лошади?

Лето - пора не только отпусков, но и время для активного ремонта устаревших тепло- и водокоммуникаций. Глядя на перерытые улицы городов и поселков, простые граждане хотят верить, что уж теперь-то перебоев с водой и теплом не будет. А для самих работников ЖКХ это время активного освоения средств.

В последнее время усилились разговоры вокруг ЖКХ - что деньги расходуются, а толку нет. Но чтобы не возводить напраслину, оттолкнемся от государственного документа - программы модернизации ЖКХ на 2011-2020 годы, утверж­денной в мае 2011-го. Она стоит круглым счетом 1099 млрд. тенге, которых, по задумке, должно хватить на приведение в порядок как жилого фонда, так и сетей и предприятий электротепловодоснабжения.
Финансирование предусмотрено в складчину: чуть больше половины (551 млрд.) должны быть выделены из бюджета, чуть меньшая (452 млрд.) часть - это средства предприятий (читай - тарифы), и еще 96 млрд. предусмотрено собрать с граждан.
И тот же расклад на этапе до 2015 года: из бюджета - 244 млрд., тарифы - 185 млрд., граждане - 22 млрд. тенге.
По жилью на сегодня дело обстоит так: за 2011-2013 годы освоено порядка 24 млрд. тенге, при этом ремонт каждого попавшего под программу дома потянул в среднем на 20-22 млн. тенге. Относительно общего количества нуждающихся в обновлении многоэтажек это совсем немного, но программа буксует не из-за недостатка средств, а из-за нехватки… домов для ремонта.
Ничего удивительного, ведь телега бюджетного финансирования (с расчетом на рассроченный возврат) поставлена не просто впереди лошади, а вовсе без нее. В самом деле: есть охотники поскорее пропустить через себя выделяемые средства - акиматы, есть желающие побольше освоить - отбираемые теми же акиматами подрядчики, а вот должных адресатов - жильцов требующего ремонта дома - нет. В смысле жильцы россыпью есть, но сам дом не имеет ни юридической, ни организационной правосубъектности - его никто не представляет.
Поэтому акиматам, чтобы не попасть под гнев правительства, приходится либо рисовать сомнительные договоры с жильцами, либо делать стороной договоров о ремонте и возврате средств председателей КСК, которые сами подвешены в юридической и организационной пустоте.
В результате деньги осваиваются на чем подороже и попроще: обить утеплителем стены, заменить кровлю. Ну еще переложить трубы в подвалах - и на том спасибо. А вот то, что в замене нуждаются давно прогнившие внутридомовые разводки или что в этом 40-60-летнем доме не все в порядке с несущими конструкциями и состоянием сварочных швов и сколько он еще с заново покрашенным фасадом простоит, - это вопросы в пустоту.
Перейдем теперь к вопросу освоения денег естественными монополистами, отталкивая наш анализ от двух недавних событий в агентстве по их регулированию. Во-первых, АРЕМ выдал проект новой программы по тарифной политике на 2014-2020 годы, где приведено, сколько уже вложено и сколько еще надо. Во-вторых, вскоре после такого прорыва в будущее председателя АРЕМ арестовали за взятку 200 тыс. долларов, вскоре превратившуюся в 300 тысяч, что напоминает стандарт­ные трудовые отношения по типу “аванс - получка”. И это, заметьте, “взнос” за “покровительство” всего-то от одного сетевого предприя­тия далеко не самого большого областного города.
И то сказать: рынок услуг ЖКХ по регулируемым государством тарифам тянет далеко за $10 млрд. ежегодно - есть откуда вытаскивать деньги на текущие подношения чиновникам.
Но и взятки в сотни тысяч долларов - мелочь по сравнению с тем, что бюджет и потребители вкладывают в якобы модернизацию монополистов. Если верить АРЕМ, то с 2009 по 2013 год в предприятия ЖКХ было инвестировано дополнительно порядка 760 млрд. тенге, то есть уже трижды перекрыты плановые рубежи 2015 года, и недалеко осталось до 2020-го.
Результаты?
По проекту новой программы уровень износа теплосетей АРЕМ оценивает в 68 процентов, водопроводных - 66 процентов. Между тем в программе модернизации… трехлетней давности там и там значатся… 63 процента.
А что до денег, то только, например, в передачу и распределение электроэнергии и только по базовым субъектам необходимо вложить еще 975 млрд. тенге. А например, водоснабжение-водоотведение требует еще 417 млрд. тенге.
Нет, утверждать, что все громадные средства уходят впустую, нельзя. Однако факт, что серьезной отдачи не чувствуется, примерно как и при ремонте жилья. Причем причина там и там одна - междусобойчики. В первом случае деньги без участия жильцов “осваивают” акиматы с аффилированными подрядчиками, во втором - свои дела, без участия потребителей, “решают” монополисты со своим регулятором.
И в этом смысле уличение во взяточничестве главы АРЕМ есть акт показательно завершающий. Аппарат устроен так, что между первым лицом республиканского агентства и регулируемым местным субъектом - цепочка должностных лиц и функциональных служб, которые даже теоретически не могут быть непричастными. Они если и не участвуют в процессе подкупа, то как минимум оформляют его результаты.
Короче, система ЖКХ в нынешнем виде окончательно замкнулась сама на себя. Способность к поглощению денег у нее безгранична, полезная отдача весьма ограниченна.

Вопрос: способно ли правительство осознать эту ситуацию и начать наконец выстраивать в ЖКХ треугольник, в котором жильцы и потребители есть главная опорная сторона?

Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть