Была бы дырка, а сторож найдётся!
Почему борьбу с теневой экономикой решили начать с “диких” таксистов
Известный златоуст Виктор ЧЕРНОМЫРДИН был способен одной емкой фразой передать всю парадоксальность деятельности руководимого им правительства. Но, как выясняется, не один он такой. Сделанное недавно в парламенте нашим премьер-министром Каримом МАСИМОВЫМ сравнение коррупции и теневой экономики с дырой, объективно привлекающей вора, тоже очень меткая метафора.
Но особенно хорош руководящий вывод из этого понятного и близкого всем образа. Вернее, сразу два вывода - насчет того, чтобы посадить надзирающего около этой дыры, и насчет того, чтобы эту дыру заделать. Задача надзирающего, по словам премьера, - смотреть, когда вор будет проникать в дыру, чтобы его поймать. А заделывание дыры - это, по его словам, упрощение процедур, необходимых для ведения экономики.
Сидеть и смотреть, как вор проникает в дыру, это, сказал премьер, занятие карательное, любимое отдельными органами, которые таким образом, дескать, объясняют свое существование.
Какие это органы и около каких дыр они сидят, премьер не уточнил, но мы можем сослаться на авторитетное мнение заместителя председателя Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Андрея ЛУКИНА: “Могу отметить несколько сфер, которые наиболее сильно подверглись коррупции. Это коррупция, связанная с налоговыми органами, таможенная сфера, в области земельных вопросов и сфера государственных закупок”.
Оценкам профессионала надо доверять, да и, по нашему простонародному мнению, перечень основных коррупционных дыр оглашен с полным знанием предмета. Но вот что замечательно: в недавно утвержденном правительством плане противодействия теневой экономике этих дыр … не заметно.
Неужто уже заделали?
План этот обширен и детален, но вот что интересно: в нем главными теневиками объявлены вовсе не фискалы и таможенники, не бюджетные распильщики и не распределители земельных участков. Перечисляю по порядку приоритетов: а) сельские крестьянские подворья, в том числе так называемые самозанятые; б) те же самозанятые на городских оптовках и базарах и прочая торговля без кассовых аппаратов; в) неорганизованные таксисты-бомбилы; ну и, конечно, г) сдатчики квартир без патента.
Получается, что правительство буквально на лету ловит указания своего руководителя и тут же стремится их выполнять - правда, перепутав божий дар с яичницей.
Вот, скажем, стоило премьеру намекнуть, что некоторые карательные органы только сидением у налоговых, таможенных и тендерных дыр могут показывать эффективность своей работы, они тут же и отсели. Так далеко, что теперь этих дыр в “Плане противодействия…” как бы и вовсе нет.
Зато всеми силами навалились на такое “упрощение” процедур в не до конца охваченной активным чиновничьим контролем стихии сельского и городского “самовыживания”, которое последние дыхательные дырки в сфере неформальной занятости заделает окончательно.
Такое “противодействие” теневой экономике на первый взгляд иначе чем бестолковым не назовешь. Однако я вам скажу: проблема не в том, что толковому премьеру досталось бестолковое правительство.
Положение действительно непростое - денег у кабмина становится все меньше. Бюджет серьезно дефицитен, средств для ФИИР и EXPO-2017, поддержки энергетики и ЖКХ остро не хватает. А тут еще и объединение частных НПФ в ЕНПФ показывает, похоже, крупную недостачу. Опять-таки, майская статистика демонстрирует уменьшение золотовалютных резервов Нацбанка - то есть потихоньку назревает следующая девальвация…
Спрашивается, таксисты-то чем здесь помогут?!
Ну хорошо, можно, конечно, навалиться на пересчет кур, коз и баранов у оставшихся без работы селян, посжигать уцелевшие “стихийные” рынки и перевести торговцев на “организованные” платные места - дыры в государственных финансах этим не заткнешь.
Поскольку есть гораздо более крупные дыры, включая и те, через которые гигантские денежные ресурсы хлещут вообще за границу.
Вот, к примеру, по официальному отчету за 2013 год, из-за рубежа ссуд и займов было в очередной раз получено еще на $11,83 миллиарда, в результате чего внешний долг Казахстана вырос до 148,75 миллиарда долларов. А в качестве так называемого обслуживания этого долга за рубеж было отправлено, знаете сколько? $31,89 миллиарда!
Или, по той же отчетности, за прошлый год иностранных инвестиций было заведено опять немало - целых $18,13 миллиарда. А теперь угадайте, какая сумма значится в строке “инвестиционные доходы к выплате”? Обхохочетесь - 25,86 миллиарда долларов!
И это, заметьте, не те дыры, которые карательным органам надо специально высматривать. Это вообще не дыры, а легальные каналы увода валюты за рубеж, за которыми по долгу службы присматривают руководители нашего правительства вместе с Национальным банком.
Ну а что касается действительно нелегальных таможенных и налоговых дырок, также сплавляющих немалые деньги за рубеж, - это уже как бы довески к стратегическому властному “бизнесу на вывоз”. Это то, чем пробавляется чиновничество и аффилированный с ним бизнес уже не самого высокого, но и отнюдь не низкого уровня. Караулят эти дырки лица тоже высокопоставленные, и вовсе не для того, чтобы подстерегать каких-то там воришек. Скорее можно предположить, что их караулят для себя. Во всяком случае, по-другому не получается объяснить, почему эти коррупционные дыры постоянно затираются в планах борьбы с коррупцией.
И с этой же позиции понятно, почему наши бизнес-министры так суровы к “неформальному” сектору: денег действительно все больше не хватает - вот они и пытаются отжать последнюю копейку у своих менее счастливых конкурентов.
Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы