Пицца для ума
Макпал ДЖАДРИНА: Главная наша задача сейчас - научить учителя
Государственный образовательный стандарт (ГОС), по которому в будущем должны будут учиться казахстанские школьники, еще не утвержден, но уже успел стать притчей во языцех и обзавелся множеством противников в педагогической среде и среди парламентариев (см. “Чертова дюжина”, “Время” от 9.4.2014 г.). При этом многие до сих пор не понимают, какие именно новшества предлагают его разработчики. Мы попытались в этом разобраться.
- В Казахстане есть две Назарбаев Интеллектуальные школы (НИШ), в которых обучение проходит с первого класса, - в Талдыкоргане и Кокшетау, - рассказывает заместитель директора Центра образовательных программ АОО “Назарбаев Интеллектуальные школы”, один из разработчиков нового стандарта Макпал ДЖАДРИНА (на верхнем снимке). - Мы принимали туда обычных детей без какого-то специального отбора. Программы, которые мы сейчас предлагаем, уже были апробированы в этих учебных заведениях. И они показали свою эффективность. В своих посланиях глава государства неоднократно говорил о том, что к 2015 учебному году должно быть осуществлено транслирование опыта НИШ. Переход на новый стандарт обучения, который мы предлагаем, - один из шагов в этом направлении.
- Но одно дело - две хорошо оборудованные школы с учителями, которых отбирают на конкурсной основе, и совсем другое - тысячи самых обычных учебных заведений во всей стране...
- Если мы будем ждать того дня, когда в Казахстане начнут работать только новые современные учебные заведения, пройдет 10-15 лет, наши дети за это время отстанут в своем развитии и образовании от зарубежных сверстников. Главное сейчас - обучить учителей.
- И сколько же, на ваш взгляд, нужно для того, чтобы педагог из старой гвардии перестроился на современный лад нового стандарта, который вы предлагаете?
- Основные курсы переподготовки учителей начальной школы по каждому учебному предмету займут в среднем месяц. Могут быть и дополнительные тренинги - все индивидуально. Уровневые курсы уже прошли более 15 процентов учителей страны, их можно назвать опережающими, ведь благодаря им педагоги освоили современные технологии преподавания. В 2014-2016 годах мы планируем обучить более 205 тысяч учителей, для этого мы подготовим 726 тренеров, которые будут работать в разных регионах. Конечно, это будет происходить постепенно. Для многих педагогов это станет переломным моментом, к этому нужно быть готовым. Но мы уже проводили курсы и видели, что в самом начале учителя относятся ко всему скептически, а потом, наоборот, благодарят нас.
- Вы не боитесь, что учителя втихую все равно будут работать по старинке?
- Такая опасность есть. Именно поэтому мы должны объяснить, в чем преимущества новой системы.
- И в чем же ее преимущества? Стандарт упрекают, с одной стороны, в отсутствии привязки к казахстанским реалиям, с другой - в чрезмерной сложности. И это далеко не весь “букет” обвинений...
- ГОС не так сложен, как о нем многие говорят. Наоборот, мы постарались упростить существующую образовательную систему, в которой очень много лишнего. Ведь сами учителя жалуются на чрезмерные нагрузки. Мы все это учли.
Что же касается отсутствия привязки к казахстанским реалиям, то это совсем не так. Вот наши оппоненты зацепились за учебный план на тему “Приготовление бутерброда и пиццы”. Но ведь это всего лишь план, макет, который каждый учитель может менять по своему усмотрению. На самом деле одна из основных целей нового подхода к образованию - формирование казахстанского патриотизма и гражданской ответственности. Преимущества предлагаемой нами системы в том, что она поможет сформировать у детей множество навыков: научит их критически мыслить, выполнять исследовательскую работу, работать в группе и индивидуально. И это далеко не полный список. Сейчас на уроках в основном говорит педагог - ученики, как правило, пассивны. Мы же хотим сделать так, чтобы все дети с первой минуты занятия были вовлечены в процесс обучения, а не сидели со скучающим видом за своими партами.
- Учебники, по которым будут учиться первые “12-летки”, уже готовы?
- Нет, они только будут разрабатываться и должны значительно отличаться от нынешних. Сегодня в школе учатся по книгам, в которых просто грамотно скомпонована нужная информация. Мы считаем, что должен быть создан деятельностный учебник, благодаря которому ученик будет постоянно вовлечен в образовательный процесс. Ребенку нужно научиться проводить определенные эксперименты, наблюдения, делать на их основании рисунки. Например, все боятся предмета “Введение в науку”, но на самом деле он чем-то напоминает “Природоведение”, которое многие из нас изучали. Благодаря ему ребенок научится проводить наблюдения, собирать данные, анализировать их. Никто не говорит о том, что ученик будет вынужден проводить какие-то сложные исследования. Наоборот, обучение начнется с самого простого. Наши оппоненты приводят в пример эксперимент с электрической цепью, якобы это опасно для детей. Но речь идет о компьютерной игре, которая в доступной форме объясняет детям, что такое электричество. Уже потом, в среднем звене, эта тема должна быть более глубоко и научно изучена на уроках физики.
- Вам не кажется, что столь глобальные изменения могут стать потрясением для нашей школы?
- При разработке стандарта учитывался опыт предыдущих проектов. Например, один из упреков в наш адрес: изучение трех языков (казахского, русского и английского) с первого класса. Дескать, это усложняет содержание начального образования. Но ведь не секрет, что во всех казахстанских школах английский язык начали изучать с первого класса еще с прошлого года, и никто не возражал против этого новшества. О нем почему-то заговорили только сейчас. Еще один упрек в наш адрес: предмет “Информационно-коммуникационные технологии” якобы слишком сложен для первоклассников. Но сейчас совершенно другие дети, они, еще не придя в школу, прекрасно знают, как работать с планшетом и компьютером.
Многие говорят о том, что в сельских школах нет необходимого оборудования. Но оно и не понадобится. Не нужно везти туда интерактивную доску - для работы достаточно проектора. Материально-техническая база школ будет совершенствоваться постепенно.
Наши оппоненты сильно сгущают краски. Хотя сами же говорят о снижении уровня образования наших школьников. Но ведь разве это не доказательство того, что нынешнюю систему образования нужно менять? Критикуют нас потому, что новое всегда пугает общество.
Оксана АКУЛОВА, фото из личного архива Макпал Джадриной, Алматы
От редакции Конечно, отрадно, что чиновники от образования все-таки прислушались к мнению парламентариев и опытных педагогов, раскритиковавших предложенный образовательный госстандарт, подвергших сомнению необходимость его срочного внедрения в казахстанских школах. Надеемся, что в ходе пилотного проекта достаточно быстро станет ясно, оправдывает ли себя новая система. Но в любом случае полагаем: новости об отсрочке введения 12-летки и предстоящем эксперименте не означают окончания дискуссии. Мы приглашаем всех заинтересованных специалистов, у которых есть предметные, конструктивные замечания и предложения, касающиеся нового стандарта, да и в целом общеобразовательного процесса, высказаться со страниц газеты “Время”.