3219

Послание в вечность, или Завтра сегодня станет вчера

В номере за прошлый четверг (см. “Не кто, а что”, “Время” от 16.1.2014 г.) я писал, что исчерпанность сразу и экспортно-сырьевой “экономики на вывоз”, и персонифицированной системы власти пересеклась в необходимости проведения системной политической и экономической реформы. И обещал в следующий раз порассуждать, что и как надо бы сделать. Однако тут никак не обойтись без осмысливания озвученного в пятницу президентского послания на этот год, выстроенного как раз в интересующем нас контексте.

До этого, в оглядке на всю череду ежегодных обращений к народу, прослеживалась такая логика.
Первое, оно же и основополагающее - послание 1997 года было представлено в форме Стратегии “Казахстан-2030”, то есть сразу на 33 года вперед. Дата круглая и высчитана грамотно во всех смыслах. Простому смертному в такие дали не заглянуть, а главе недавно получившего суверенитет государства - сам бог велел.
Следующее - опорное послание 2006 года, “Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных государств”. Время выбрано практически гениально - на пике подтвердивших эффективность сырьевой ориентации “тучных лет” и до глобального кризиса 2007-2008 годов.
Именно тогда (после обрушения нефтяных цен) правительство отреагировало принятием Программы ФИИР, рассчитанной до 2015 года - с отталкиванием от наихудшего для нас года 2008-го.
Но это было чуть позже. Тогда же “Стратегия вхождения” 2006 года, являясь продолжением “Стратегии-2030” и апофеозом сырьевой успешности, конкретизировала главную задачу государства и его главы: войти в топ-50 мировых лидеров.
Третья опора - послание на прошлый год, посвященное досрочному выполнению “Стратегии вхождения” (в давосском рейтинге глобальной конкурентоспособности Казахстан оказался на пятидесятом месте).
Заметим, что в рейтинге 2005 года - аккурат перед провозглашением “Стратегии вхождения” - мы были на 61-м месте, а на переломе 2006-2007-го успели-таки подняться на 50-е - откуда кризисное ухудшение сырьевой конъюнк­туры (вкупе с неприятностями, учиненными кое-какими нехорошими банкирами) стало отодвигать нас назад - вплоть до 72-го места в рейтинге 2010-2011 годов. С 2011 по 2012 год Казахстан успешно - будем считать - преодолел все кризис­ные последствия, оказавшись на 51-м месте. Откуда в прошлом году легко шагнул в заветные топ-50.
Соответственно, появились все основания считать Программу “Казахстан-2030” досрочно выполненной, а описанное в ней “профессиональное государство” (упитанностью и одновременно поджаростью уподобленное снежному барсу) - состоявшимся.
Желающим получше разобраться в нынешнем послании настойчиво советую перечитать предыдущее. Стратегия “Казахстан-2050”: Новый политический курс состоявшегося государства”, презентованная 14 декабря 2012 года, продумана и составлена капитально.
Как и Стратегия “Казахстан-2030”, озвученная в разгар азиатского фондового кризиса, перекидывающегося в мировой, “Стратегия-2050” тоже смотрит в глаза сегодняшним непростым реалиям. В зачине к ней так и сказано: состоявшийся Казахстан - это испытание кризисом нашей государственности, национальной экономики, гражданского общества, общественного согласия, регионального лидерства и международного авторитета.
И далее в Стратегии в строгой логической последовательности изложено, что мы имеем сейчас. А именно: сильное и успешное государство, устойчивый процесс демократизации и либерализации, согласие и мир между различными социальными, этническими и религиозными группами, национальная экономика, сильная социальная политика и т.д., всего восемь пунктов. Далее, само собой, перечислены все десять глобальных вызовов XXI века и, наконец, обстоятельно структурирована новая парадигма задач. Начиная с вопроса “куда мы идем?” и заканчивая подробно расписанными по пунктам составляющими новой экономической и социальной политики.
Желающие без труда найдут там все те пункты, идеи и задачи, которые глава государства озвучил и в нынешнем послании. Но это, я вам скажу, отнюдь не бесполезное повторение!
Недаром большинство руководителей, присутствовавших 17 января в зале заседаний парламента, не полагаясь на разные девайсы, конспектировали слова Елбасы в блокнотах. Судя по тому, как плохо правительство, “Самрук-Казына” и акимы исполняют предыдущие поручения, им и вторая, и третья читка не помешала бы.
Если же говорить о посылах, рассчитанных на основного адресата - народ, то прозвучали как конкретизация ближайших задач (надо построить первую в Казахстане АЭС и четвертый НПЗ), так и общие прорывные задачи, расписанные в последовательности семи оставшихся до 2050 года пятилеток: создание новых отраслей экономики, в первую очередь  мобильных и мультимедийных, нано- и космических технологий, робототехники, генной инженерии, поиска и открытия энергии будущего.
В этом повторном разъяснении Стратегии “Казахстан-2050” заметно некое отстранение от проблематики 2014 года. Даже традиционные для всех посланий объявления о повышении зарплат и пенсий - все они отосланы ко вторым половинам 2015 и 2016 годов.
У правительства действительно  набор обступивших со всех сторон проблем, от ЕЭС, ВТО, роста цен и тарифов, дрейфа курса тенге и дефицита бюджета до зависших пенсионных накоплений и неработающих банковских кредитов. Но в послании все задачи на этот год поставлены перед кабмином как бы с чистого листа: предложить меры по снижению инфляции в средне-срочной перспективе, разработать программу развития финансового сектора до 2030 года, разработать проекты стратегий формирования агломераций, программу развития транзитного потенциала, провести анализ и определить перечень предприятий для приватизации и так далее.
Единственное конкретное поручение - обеспечить рост экономики на уровне 6-7 процентов, и то сказать: это поручение больше относится не к нашему правительству, а к Федеральной резервной системе США и мировому рынку.
Что еще важно? Прежде всего констатация: Казахстан XXI века - это страна, созданная с нуля, всего за два десятилетия. Яснее выразиться невозможно. Как и красноречивое отрешение от проблем, перед которыми посылаемый в 2050 год народ стоит здесь и сейчас. Глава государства очень правильно и вовремя это делает: излагает видение того будущего, которое, уже точно, будут формировать иные люди, институты и обстоятельства.
Что и требовалось доказать: сырьевой путь развития и “ручное” управление страной свою историческую миссию выполнили, исчерпав себя полностью. Самое время задуматься, что нам всем вместе, помня о Стратегии - 2050, делать со своим ближайшим будущим.

Пётр СВОИК, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть