Не кто, а что
Дилемма “курица или яйцо” неактуальна, когда общество требует яичницы
Когда-то на заре нашей независимости один из тогдашних тяжеловесов российской политики Анатолий ЧУБАЙС, приехав в Казахстан, сказал с завистью замечательную вещь: мол, как у вас, ребята, замечательно все устроено: президент скажет “надо!”, экономика ответит “есть!”. Чего уж скрывать, это ноу-хау в нашей стране актуально до сих пор, причем отнюдь не для одной только экономики. Потому-то сегодня в стране - как в кулуарах власти, так и на обывательских кухнях - с упорством, достойным лучшего применения, судачат на “тему номер один” - КТО будет после? Между тем куда более актуальным представляется иной вопрос: ЧТО тогда будет и КАК нам развиваться дальше?
Возьмем на себя смелость нарисовать футурологическую картину: что же будет с Родиной и с нами... ну, скажем, к 2050 году, когда мы - дай Аллах - выполним (а быть может, перевыполним, как в случае со Стратегией-2030) программу “Казахстан-2050”?
Для начала признаемся: политическая система, концентрирующая всю власть в одних руках, свою историческую миссию выполнила уже сегодня.
Причем строго по формуле “сначала экономика, потом политика”. Та (почти вся уже иностранная) экспортно-сырьевая экономика, политическая основа которой была заложена конституционной реформой 1995 года и приватизацией “по индивидуальным проектам” 1996-1997 годов, и которая блестяще набирала обороты вплоть до мирового кризиса 2007-2008 годов, себя исчерпала. Либерально-экономический подход, в “тучные годы” обеспечивавший пусть однобокое и не всегда достаточное, но все же развитие, сегодня оборачивается только одним вопросом: как долго можно консервировать экономическую и социальную ситуацию за счет инерции и расходования нефтедолларовых запасов?
Объективно Казахстан поставлен перед необходимостью приступить к радикальному экономическому переделу: передоговариваться с иностранными собственниками, кредиторами и инвесторами насчет уменьшения вывоза и увеличения оставляемой в стране доли экономических потоков, проводить деофшоризацию, выводить из-под государственной и коммерческой тайны контракты на недропользование и соглашения о разделах продукции, брать принципиальный курс на национализацию сырьедобывающих отраслей. И конечно, переводить инвестирование и кредитование с внешней заемной на собственную национальную основу. Брать под государственное нормирование и аудирование электроэнергетику и ЖКХ, создавать строительный конвейер действительно доступного народу жилья… В общем, много чего еще надо.
Конечно, можно этого не понимать и не принимать, всячески отлынивать и оттягивать, но реалии-то не обманешь. Вариантов два: либо тупиковое завершение “сырьевого развития” все больше и больше будет подрывать социальную, а с ней и политическую стабильность в стране, либо придется приступать к новому социально-экономическому переделу. Что возможно только методами целевой государственной политики.
И вот здесь-то экономическая исчерпанность “нефтяного” цикла и скрещивается с политической исчерпанностью эксклюзивно президентского правления.
Отдадим должное: проведение многовекторной политики, при которой все “большие игроки” получили право вывозить ресурсы из Казахстана, тоже потребовало немалого умения. Но одно дело - впускать сюда толкающихся локтями сырьедобытчиков, инвесторов и кредиторов из США и Европы, Китая и России, и совсем другое - вежливо и твердо сказать всем вместе: мы больше не хотим быть “экономикой на вывоз”.
Для такого разговора требуется принципиально иная - институализированная - система власти, опирающаяся на широкое - в виде парламента наверху и городских (поселковых, сельских) самоуправлений внизу - общественное представительство. Причем такая парламентская система должна иметь внутренний запас прочности и долгосрочности. Ведь новый экономический передел не разовая революционная акция (отнять и переделить), а растянутый на годы переговорный процесс, вписанный в нормы как международного, так и национального права и успешный лишь при условии исключительно профессионального и неуклонно принципиального политического поведения.
Есть еще одно даже более неотложное пересечение необходимости проведения сразу и политического, и экономического реформирования. Речь идет о евразийской интеграции. На первый взгляд ни общее таможенное, ни - тем более - общеэкономическое пространство с товарищами по бывшему СССР Казахстану (в его нынешнем статусе сырьевой и монетарной провинции мирового рынка) не требуется. Объективно говоря, отгораживание от более дешевых китайских, турецких или европейских товаров в пользу поставок из России и Беларуси рядовым казахстанским покупателям даже во вред.
Однако даже тем, кто готов мириться с сырьевой придаточностью ради высшей ценности - национального суверенитета, обольщаться не стоит. Долларовая глобализация пребывает в системном кризисе, мир неизбежно фрагментируется, и через сколько-то лет роль попечителей казахстанской экономики “на вывоз” от “интеллигентных” США с Европой перейдет к другим державам - поближе и пожестче.
И надо сказать прямо: в чьей бы зоне влияния ни оказался (или остался) Казахстан, избавиться от экономической вторичности и внешней эксплуатации можно одним-единственным способом - стать политически интегрированной частью государства (или государственного союза), располагающего достаточным для мировой конкурентоспособности демографическим, экономическим, научно-техническим и культурно-образовательным потенциалом.
Не факт, что в рамках Евразийского союза это получится, но очевидно другое: иного шанса история с географией Казахстану не оставляют.
Пока ЕЭС - скорее совместный персональный проект трех президентов, ищущих в нем каждый свои выгоды. Политические цели его не озвучиваются по умолчанию, экономические сформулированы столь расплывчато, что кажутся надуманными. Но главное: президенты идут в правильном направлении, ибо задача создания совместной экономики, ориентированной не на откачку природных ресурсов и денег за рубеж, а на общее внутреннее развитие, раньше или позже все равно была бы поставлена.
Проблема в другом: старый добрый алгоритм “сначала экономика, потом политика” здесь рискует не сработать. Поскольку очевидно другое: экономическая интеграция без политической - это химера. А вот разумная политическая интеграция - без ущерба для национального суверенитета - достижимая реальность. Если, конечно, она осуществляется национальными парламентами, делегирующими на наднациональный уровень лишь необходимую компетенцию, формирующими и контролирующими наднациональные органы.
Между прочим, если бы у нас уже сейчас был дееспособный парламент и именно через него шло бы создание Таможенного и Экономического союзов - ошибок было бы меньше, а толку больше.
Ну и, наконец, еще один аспект исчерпанности - в футорологическом смысле - эксклюзивно президентского правления: оно может оказаться опасным для… его же носителя.
Будем откровенны: возможность непререкаемого персонального властвования - это последний подарок СССР. Союз разошелся ровно по швам республиканских ЦК, первые секретари которых и оказались вне конкуренции при переходе в президенты. Приватизация экономики и финансов опять же произошла благодаря президентскому полновластию.
Но этот период - в глобально-историческом аспекте - закончился.
Делить уже нечего, а любые попытки (или, если угодно, угрозы) новых переделов -
это неизбежная дестабилизация. Системе нужны не персональные, а институциональные гарантии ее устойчивости.
Короче, решение задачи экономического реформирования неумолимо потребует опережающего решения задачи реформирования политического. Дилемма “курица или яйцо”, согласитесь, потеряет актуальность, когда общество взалкает яичницы.
Задача эта сейчас кажется почти неразрешимой, хотя решение, в общем-то, очевидное. Реформировать власть - хотя бы ради самоспасения - может лишь сама власть. Иначе... смена власти произойдет через смуту, что, признаемся честно, не нужно никому из нас.
А раз смуты мы не хотим, то нужно ответить на два “маленьких” вопроса. Первый: в чем могло бы заключаться реформирование? И второй: как этого добиться?
Впрочем, об этом я предлагаю поговорить в следующий раз.
Пётр СВОИК, Алматы