Оппозиция в законе?
Этот вопрос давно волнует оппонентов власти
Довольно продуктивно начали эту неделю депутаты партии “Ак жол”, выкатив на суд правительственных чиновников и общественности проект закона “О парламентской оппозиции”. Попытки узаконить оппозиционные властным идеи ранее предпринимались неоднократно, но всякий раз терпели фиаско. Как-то сложится сейчас? Интригу добавляет то обстоятельство, что нынешний законопроект получил положительное заключение экспертов Бюро по развитию демократии и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ.
Парламентской оппозицией “Ак жол” предлагает называть политические партии, имеющие депутатские фракции в мажилисе и “открыто оппонирующие политике парламентского большинства и действующего правительства”.
Аппетиты у депутатской оппозиции априори ожидаются немаленькие - ее предлагается наделить следующими правами:
- выдвигать из числа своих депутатов не менее двух председателей постоянных комитетов в мажилисе, зампреда этой парламентской палаты, замминистров социального и экономического блока, председателя и члена Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;
- инициировать парламентские слушания по вопросам соблюдения гражданских свобод, расследования масштабных ЧП, по фактам коррупции в конкретных государственных органах или конкретных должностных лиц и по другим вопросам;
- проводить самостоятельные парламентские расследования;
- входить в состав любых государственных комиссий и экспертных советов при центральных государственных органах;
- при внесении правительством законопроекта вносить альтернативный проект этого закона;
- получать любую информацию от госорганов, иметь свободный доступ ко всем должностным лицам и на все объекты по вопросам, необходимым для надлежащего исполнения своих обязанностей;
- иметь право на гарантированное выступление по требованию депутатской фракции ее представителя на пленарном заседании мажилиса.
Кроме того, авторы законопроекта хотят, чтобы парламентская оппозиция получала финансирование из республиканского бюджета, а ее деятельность освещалась в государственных и негосударственных СМИ в рамках госзаказа в равном объеме с освещением деятельности правящей партии.
И еще один любопытный пунктик: акжоловцы предлагают запретить “правительственную цензуру” предложений депутатов-оппозиционеров. Для этого они отстаивают право не согласовывать с правительством изменения и дополнения, вносимые парламентской оппозицией в обсуждаемые законопроекты, разве что за исключением вопросов бюджета.
Позаботились разработчики законопроекта и о рассадке оппозиционных депутатов в залах заседаний парламента: она “осуществляется компактно, согласно принадлежности к депутатской фракции”. При этом “исходя из международных парламентских традиций депутатские фракции левой политической ориентации располагаются в левой стороне зала; депутатские фракции правой политической ориентации - в правой стороне зала”.
В пояснительной записке к законопроекту депутаты фракции “Ак жол” отмечают: подобные законы и акты, регулирующие деятельность оппозиции, действуют в других странах, в частности в Европе. А нашей стране, по мнению авторов документа, он нужен, чтобы способствовать “дальнейшей демократизации Республики Казахстан, развитию и укреплению парламентаризма, расширению транспарентности и подотчетности деятельности правительства парламентским институтам”.
Мы попросили известных в стране политиков, представляющих различные политические силы, высказаться, что они думают об инициативе “Ак жола”.
Коллега акжоловцев по парламентской оппозиции, глава фракции “Народные коммунисты” в мажилисе Владислав КОСАРЕВ (на верхнем снимке) считает: такой закон нужен стране и обществу. А если проект не пройдет, стоит хотя бы внести изменения и дополнения в закон “О парламенте и статусе его депутатов”, чтобы отдельные фракции имели больше полномочий.
- Мои коллеги-мажилисмены, не только от нашей фракции, сегодня выступают с депутатскими запросами. Все они - от конкретных депутатов. Сколько бы депутатов ни подписали запрос, “цена” его одинаковая. А если с запросом обратится фракция, он должен иметь больший вес, - говорит Владислав Борисович. - Кроме того, оппозиция зачастую высказывает иное мнение и выдвигает свои требования - их надо не просто выслушивать, на них надо реагировать! Это как в высокой политической культуре: учитывать мнение меньшинства и принимать только те законопроекты, которые устраивают всех.
Сейчас же, по словам Косарева, парламентская оппозиция не всегда может быть услышана. В качестве примера он привел случай, когда на пленарном заседании мажилиса председательствующий неожиданно, без всяких объяснений, прервал прения, тем самым не позволив представителям оппозиции высказать свою точку зрения. Закон об оппозиции, считает Косарев, поможет выступить представителю каждой парламентской фракции, не ожидая осуждения коллег, которые торопятся на обед.
Позиционирующий себя как независимый политик Амиржан КОСАНОВ (на снимке) тоже считает закон “О парламентской оппозиции” нужным. Он согласен со многими пунктами законопроекта и уверен: его принятие, несомненно, будет способствовать развитию парламентской демократии и партийному строительству. Но...
- Прежде чем сказать “Б”, надо сказать “А”, - заявляет Косанов. - Можно ли ныне существующие в парламенте две ненуротановские партии называть оппозиционными? Ведь они все эти годы занимают позицию “младшего брата” правящей партии и никогда не выступали открыто против нее и правительства. И посему необходимо, чтобы в составе парламента были реальные оппозиционные партии, которые не для проформы, а в интересах своих избирателей высказывали бы альтернативную позицию. Тогда такой закон заработает в полную силу!
Второе “но” заключается в том, что нельзя создавать оппозиции цивилизованные условия только в парламенте, считает политик: - Оппозиция в первую очередь есть в обществе. И многие требования, среди которых - равный доступ партий к национальным СМИ и другие, необходимо реализовать вне стен парламента. Значит, нужен и другой закон, который гарантировал бы правовую и политическую легитимность оппозиции в самом обществе.
Депутат-нуротановец Серик СЕЙДУМАНОВ (на снимке) за то, чтобы у всех народных избранников были равные права, независимо от партийной принадлежности.
- Нельзя говорить о том, что у оппозиции должно быть больше прав по каким-то вопросам, - аргументирует свое мнение Серик Турарович. - Если мы начнем кому-то давать больше прав, кого-то выделять, это уже будет неравенство, и оно приведет к проблемам. Я понимаю их (авторов законопроекта. - В.Б.) желание паблисити и получения каких-то дивидендов на каком-то коротком отрезке времени. Но если говорить концептуально, права у всех должны быть одинаковые.
При этом, добавляет Сейдуманов, если курс и взгляды какой-то политической партии поддерживает большинство населения, то волеизъявление большинства и должно исполняться. Хотя, добавляет депутат, меньшинство тоже должно быть услышано, что в нашем обществе, по его мнению, наблюдается.
А вот политолог Данияр АШИМБАЕВ (на снимке) называет инициативу “Ак жола” хитрым политическим ходом. Ведь если законопроект будет принят, то партия сможет показать себя влиятельной политической силой, которая добилась принятия разработанного ею закона, столь нужного обществу. А если инициатива не будет поддержана депутатами, то партия и в этом случае окажется на коне, заявляя: мол, конкуренты и завистники торпедируют ее прогрессивные инициативы. После этого “Ак жол” может позволить себе более критичный тон, в том числе и для того, чтобы оправдывать свои неудачи, считает политолог. Другими словами, в обоих случаях партия получает хорошие политические дивиденды.
- Само понятие “парламентская оппозиция”, по мнению многих людей, к ненуротановским партиям в законодательной власти относится очень условно, - продолжает политолог. - Многие вообще считают КНПК и “Ак жол” квазиоппозицией. Может, они таковыми изначально и были, но их политическая активность за последний год достаточно сильно выросла. При этом их депутаты не представлены на уровне вице-спикера мажилиса и председателей комитетов. Поэтому инициатива “Ак жола” о квотировании постов за партиями, представляющими меньшинство, достаточно интересна. Воплощение этой идеи поможет поднять уровень дискуссий в парламенте и дать возможность партиям, представляющим умеренную оппозицию, больше влиять на политическую ситуацию в стране. Это было бы полезно и для развития многопартийной системы страны, и для повышения качества работы самого парламента, - заключил Ашимбаев.
Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА, Романа ЕГОРОВА и Лэйлы БАСАРОВОЙ, Алматы