Главные причины и три составных части пенсионной реформы
Шум вокруг непопулярного в народе решения повысить пенсионный возраст женщин поутих - президент отложил реформу до 2018 года. Разгорятся ли страсти вокруг этой темы через четыре года с новой силой, пока неизвестно, но то, что готовиться к этому нужно, ясно всем. Готовность к переменам - это прежде всего понимание того, зачем это нужно и нужно ли вообще. Так в чем состоит эта пугающая многих “модернизация пенсионной системы”? Так ли она страшна на самом деле и в чем ее суть? Попробуем в этом разобраться.
Почему нужны преобразования
Из официальных выступлений ответственных лиц известно: проводимые в настоящее время преобразования в пенсионной системе Казахстана, по сути, являются лишь ее модернизацией. Система пенсионного обеспечения останется многоуровневой. Государство продолжит выплаты гарантированной им так называемой базовой пенсии, сохранится действующий порядок пенсионного обеспечения по линии солидарной системы, но основной акцент будет сделан на необходимости дальнейшего развития и совершенствования накопительного компонента пенсионной системы.
Чтобы осовременить этот самый накопительный компонент, понадобилось предпринять несколько мер: во-первых, аккумулировать активы всех накопительных пенсионных фондов в единый - ЕНПФ, во-вторых, проработать вопросы совершенствования профессиональной пенсионной системы, и, наконец, в-третьих, ввести поэтапное повышение пенсионного возраста женщин.
Каждый из этих шагов оправдан.
Создание Единого накопительного пенсионного фонда позволит:
обеспечить надлежащий учет поступлений обязательных пенсионных взносов (ОПВ) и использования пенсионных активов;
совершенствовать инвестиционные стратегии и повысить доходность пенсионных активов, уменьшить административные расходы;
обеспечить большую прозрачность в формировании и движении пенсионных накоплений населения.
Второй шаг касается работников, занятых на вредных и опасных производствах. Преобразования в этом направлении модернизации пенсионной системы необходимы потому, что действующая модель не компенсирует рисков, связанных с особыми условиями труда.
Уже очевидно, что добровольная профессиональная схема пенсионного обеспечения людей, занятых во вредных условиях труда, не получила особого развития. Предполагалось, что она обеспечит увеличение пенсионных накоплений за счет добровольных профессиональных пенсионных взносов (ДППВ) и позволит выходить на пенсию работникам по достижении ими 53-55-летнего возраста. Однако в настоящее время участников такой системы всего около 4000 человек, а их накопления лишь не намного больше 100 млн. тенге.
Теперь же в обновленной модели пенсионной системы, учитывая специфику работы людей, занятых в особых условиях труда, с 1 января 2014 года будет осуществлен переход к обязательным профессиональным пенсионным взносам (ОППВ).
Это значит, что на индивидуальные пенсионные счета специалистов, работающих на вредных производствах, будут поступать 15% от суммы начисленной зарплаты, при этом 10% ОПВ - из фонда оплаты труда самого работника, 5% - за счет работодателя. Это позволит при непрерывном участии в системе (не менее 30 лет) и регулярных отчислениях (ежемесячно, то есть 12 раз в год) скопить достаточно средств для раннего выхода на пенсию.
При этом нагрузка на работодателя не увеличивается, потому что сумма взносов в профессиональную пенсионную систему будет учтена при налогообложении предприятия.
Кроме того, повторим, неизменными остаются:
1) выплата базовой пенсии;
2) солидарной (трудовой) пенсии при наличии трудового стажа на 1 января 1998 года не менее 6 месяцев;
3) страховые выплаты из Государственного фонда социального страхования на случай утраты общей трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста;
4) страховые выплаты при потере трудоспособности от трудового увечья и профессиональных заболеваний.
И теперь о том, что так болезненно воспринималось многими, и не только представительницами слабого пола, - о повышении пенсионного возраста женщин до уровня мужского.
Унификация пенсионного возраста в нашей стране прежде всего связана с постепенным - в силу объективных обстоятельств (жизнь продолжается, а время, как известно, не стоит на месте) - уменьшением трудового стажа работы женщин по состоянию на 1 января 1998 года, который принимается во внимание при начислении солидарной пенсии. Более 12% женщин, обратившихся за назначением пенсии в 2012 году, уже не имели полного трудового стажа, накопленного на 1 января 1998 года. К 2018 году полного стажа на 1 января 1998 года не будет почти у всех выходящих на пенсию женщин.
Это означает, что у тех, кто выйдет на пенсию после 2018 года, выплаты будут состоять из:
базовой пенсии;
солидарной (трудовой) пенсии из госбюджета, соответствующей трудовому стажу на 1 января 1998 года;
накопительной пенсии.
В результате, согласно расчетам, размер получаемой пенсии женщин не будет превышать и 40% от прежнего среднемесячного заработка уже в этом десятилетии.
В таких условиях повышение пенсионного возраста женщин становится жизненной необходимостью и предлагается не для экономии бюджетных средств, а для увеличения стажа их участия в накопительной пенсионной системе и, соответственно, увеличения объема пенсионных накоплений.
Хорошо там, где нас нет?
Глобальная тенденция старения населения стала серьезной проблемой, в том числе и в части социального обеспечения.
Пенсионные системы развитых государств мира, которые обеспечивают достаточно комфортный уровень жизни для своих пожилых граждан (там пенсионеры могут позволить себе качественное медицинское обслуживание, путешествия и многое другое), имеют довольно жесткие рамки. К примеру, в большинстве европейских стран на пенсию выходят в возрасте 65-70 лет. Более того, на сегодняшний день в охваченной кризисными явлениями Европе обсуждают возможность повышения пенсионного возраста до 70 и даже 75 лет. Если говорить еще конкретнее, то пенсионный возраст уже повышен либо его планируют увеличить в целом ряде стран: Великобритании, Германии, Франции, Швеции, Южной Корее, Чехии, Азербайджане, Украине, Эстонии и других.
В Великобритании общеустановленный возрастной ценз выхода на пенсию - 60 лет, в этом же возрасте на пенсию выходят женщины в Австрии, Мальте, Литве, Хорватии. В Люксембурге, Швейцарии, Швеции, Италии, Финляндии нормативный пенсионный возраст - 65 лет и не зависит от пола работника. В Норвегии и мужчины, и женщины имеют право выйти на пенсию только в 67 лет. При этом в 18 странах Евросоюза пенсионный возраст женщин уравняют с пенсионным возрастом мужчин уже к 2020 году. По мнению западных специалистов, повышение пенсионного возраста позволит снизить демографическую нагрузку на работающее население и молодежь.
Отечественные же эксперты повышение пенсионного возраста женщин до 63 лет считают необходимой мерой не только по вышеуказанным причинам, но и - как и на Западе - для предупреждения роста коэффициента демографической нагрузки в связи со старением населения, а также для расширения возможностей вовлечения в рынок труда дополнительных трудовых ресурсов за счет продления экономически активного возраста, для оптимизации государственных расходов.
Предпосылки для повышения пенсионного возраста женщин еще и в том, что продолжительность жизни женщин больше, чем у мужчин.
Таким образом, повышение пенсионного возраста женщин при условии создания необходимой среды и возможностей (это касается вопросов занятости, медобслуживания, финансовой грамотности, усовершенствования услуг накопительной пенсионной системы, повышения доходности накоплений) действительно может и будет работать на самих женщин. Но при этом женщины могут оставить за собой право выходить на пенсию ранее установленных сроков, если есть такие основания, как воспитание пяти детей и более, работа на производстве с вредными, тяжелыми условиями труда, инвалидность или проживание в экологически неблагоприятных условиях.
Максим СТУКАЛИН, фото Владимира ЗАИКИНА, Астана
Материал опубликован в рамках государственного информационного заказа.