Бомба в конце тоннеля
Кто и почему готов “взорвать” энергосистему страны
Большинство сегодняшних ошибок своими корнями уходит в прошлое. Чтобы вернуться назад и исправить их, нужно быть, по крайней мере, Терминатором. Но что-то не поздно исправить и сегодня.
Осенью 1995 года тогдашнее Минэнерго в лице Виктора ХРАПУНОВА вынесло на заседание правительства вопрос о переводе областей на свои отдельные тарифы. Я будучи членом правительства, выступил резко против, чем вызвал гнев тогдашнего премьера Акежана КАЖЕГЕЛЬДИНА, который даже не дал мне договорить - правда, вопрос с повестки снял.
Впрочем, речь не обо мне, а о судьбе казахстанской энергетики. Эту судьбу во многом определяет ноу-хау другого “главного энергетика” - Мухтара АБЛЯЗОВА, хотя его давно уже не видно в пределах Отечества.
Хотите знать, что такое рынок оптовой купли-продажи электроэнергии по-казахстански?
Представьте себе “Формулу-1”: рев моторов, захватывающие дух виражи, громадные деньги, слава и почет победителям. А теперь представьте, что эти головокружительные гонки проходят… по трамвайной колее. И все зависит от устроителя гонок: в какой последовательности он трамваи на старт выпустит, в такой же они и примчатся к своим призам на финише. Причем все делается не под визг тормозов и рев восторженной публики -
в полной тишине и за закрытыми дверями.
Короче, оптовый рынок электроэнергии - это система долгосрочных парных договоров отдельных “энергопроизводящих” (то есть электростанций) с отдельными “энергоснабжающими” (то есть перепродавцами, никого на самом деле не снабжающими) организациями. Поскольку же тарифы на генерацию для разных электростанций существенно разнятся, кому-то из брачующихся пар посчастливилось покупать электричество существенно дешевле, остальным - существенно дороже. Причем если среди людей браки, говорят, заключаются на небесах, то КОРЭМ (Казахстанский оптовый рынок электроэнергии и мощности) имеет конкретный астанинский адрес. Хотя составление пар на нем - процесс не менее сакрально таинственный. Информацию об этих парах и в пользу каких именно “избранных” заключаются удешевленные контракты не стоит и искать.
Одно можно предполагать уверенно: процентов 10-15 тарифа (если не больше) мы с вами, рядовые потребители, а также вся несырьевая экономика, весь малый и средний бизнес доплачиваем исключительно в пользу “игроков” этого самого “оптового рынка”. Лет эдак уже пятнадцать.
И вот еще что важно знать: все такие “рыночные реформы”, которые Чубайс устроил в РАО ЕЭС, а еще более коммерчески продвинутый Аблязов - в энергетике Казахстана, по-своему неизбежны. Тот развитый капиталистический мир, в который мы с разбегу обрушились, он весь выстроен в уповании на конкурентную силу рынка. Даже там, где конкуренция эта едва проглядывает. Поэтому наши реформаторы от энергетики ничего самобытного не выдумывают: элементарно копируют западные структурные и тарифные схемы. Справедливо полагая, что отправлять местную электрическую нужду против рыночного либерального ветра не стоит.
Но на нашем энергорынке вообще нет конкуренции - даже зачаточной! Причем не из-за пресловутого менталитета, а по причинам материально объективным: ни запаса мощностей, ни возможностей варьирования генерациями нет. И не предвидится. Соответственно, “оптовый рынок” электроэнергии - придумка совершенно искусственная, способная действовать лишь симулятивно и дающая преимущества одним исключительно за счет проигрыша всех остальных.
И это не единственная претензия к нашим славным энергетикам. К примеру, переняли западную моду на “энергорынок”, но заодно отказались от старого доброго профессионального нормирования и независимого аудирования энергетических монополистов. Даровали монополистам “самонормирование” и “самоконтроль”. Делайте что хотите...
Впрочем, предъявлять эту претензию некому. Если прошлых министров энергетики еще можно поминать разным тихим словом, то теперь нет и самого Минэнерго.
Номинально за электрическую отрасль отвечает Министерство индустрии и новых технологий, и у него даже есть некий департамент по энергетике (заодно с еще одним таким пустячком - угольной промышленностью). И еще есть АРЕМ - Агентство по регулированию естественных монополий, как бы отвечающее за электросетевые тарифы - без ответственности за состояние и развитие электросетей. И еще в Минэкономики тоже есть некий департамент, как-то там отвечающий за тарифы и развитие. А в целом - ни ответственности, ни развития.
Картина, доложу вам, такая: под Казахстан заложена тарифная электрическая бомба, которая рванет не сейчас - года через три, но обезвреживать ее тогда уже будет поздно - никакой Терминатор не спасет.
Бикфордов шнур поджигали постепенно.
В конце 90-х, когда запустили “оптовый рынок”, от советского уровня потребления оставалась только половина, запас мощностей был, их эксплуатировали на износ, поэтому тариф при всех коррупционных и спекулятивных накрутках поддерживался не выше инфляции.
К середине “тучных лет” кривые роста нагрузок и падения ветшающих мощностей пересеклись, но тогда у правительства были нефтедоллары, и энергетику стали поддерживать бюджетными вливаниями.
Однако грянул мировой кризис 2007 года, с деньгами стало много хуже, а энергетика просила еще и еще. И правительство увидело выход в “предельных” тарифах, утвержденных в 2009 году сразу до 2015 года, с ежегодным ростом, в полтора-два раза обгоняющим общий ценовой рост в экономике.
Почему? Да потому, что в тарифы сознательно заложили надбавку с расчетом на привлечение частных инвесторов и на то, что сами электростанции тоже пустят “лишние” деньги на развитие.
Сейчас заканчивается пятый год этой “предельной” тарифной семилетки - так что можно подвести промежуточный итог.
Частный инвестор не появился, единственными “инвесторами” поневоле стали потребители. За четыре года (2009-2012) сверх всех эксплуатационных затрат официально собрано 514,6 млрд. “инвестиционных” тенге. Введено 1250 МВт, причем не новых, а выбывших по авариям или по старости турбин. Итого по 2740 долларов на каждый восстановленный киловатт, тогда как даже строительство “с нуля” обходится в 1500-1800 долларов максимум. С учетом же того, что ремонтируемые турбины имели и свои источники финансирования, можно сказать, что отрасль молодильной силы “предельных” тарифов почти не почувствовала - они попросту растворились в непрозрачности и неподотчетности энергетических монополистов.
Зато вся страна, экономика и население, почувствовала мультиплицирующее воздействие киловатт-часа. Именно электричество стало ускорителем и лидером общего ценового роста. В прошлом году, например, при официальной инфляции 6,0 процента тариф на электроэнергию вырос на 10,1 процента. А в нынешнем, если общий рост цен с января по август вышел на уровень 5,8 процента, то тарифы на электроснабжение подняты на 11,9 процента.
Но это только цветочки. Дело в том, что старые турбины почти все уже восстановлены, на повестке дня - новое строительство. А это уже не баловство с “предельными” надбавками на эксплуатационный тариф, а нечто для Казахстана небывалое - дозагрузка тарифа полновесной капитальной составляющей. Элементарные прикидки показывают, что это удвоение и утроение стоимости электро-энергии, если проблему решать тупо - через тарифы. Даже при условии, что никто ничего не разворует. Но прикинуть, потянут ли экономика и население утроенные тарифы и как сделать киловатт прозрачным, некому - отрасль осталась без головы в прямом и переносном смысле.
Зато именно отсутствие компетентного и ответственного руководства позволяет безымянным чиновникам закладывать сейчас такие решения, которые в недалеком будущем обернутся той самой тарифной бомбой.
Ну а самое “взрывное” (лучше сказать - подрывное) решение - это планы Мининдустрии дополнить нынешний “оптовый рынок” электроэнергии еще и рынком мощности. Звучит красиво, а на самом деле это обременение текущего тарифа еще и покупкой несуществующих мегаватт мощности, которые через столько-то лет еще только предстоит построить.
Пётр СВОИК, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы