Нурлан ЕРИМБЕТОВ: От перемены властных слагаемых должна меняться сумма!
Произошедшиенедавно кадровые перестановки во властных структурах известный политолог, лидер Гражданского альянса Казахстана Нурлан ЕРИМБЕТОВ (на снимке) связывает с усилением международных связей и интеграционных процессов Казахстана,а также с грядущими нововведениями в судебной системе.
- Нурлан Кенжебекович, с чем, по-вашему, связаны последние кадровые рокировки?
- Думаю, сегодня президенту как никогда нужен человек, имеющий большой опыт в международных отношениях. Поэтому назначение спикером сената Касым-Жомарта ТОКАЕВА, поработавшего заместителем генсека ООН, не случайно. Казахстан сегодня наконец-то вступает в большой мир международных интеграционных процессов. А в этом мире важную роль играют личные связи с людьми, которые принимают решения в мировом масштабе. Вот глава государства и приблизил к себе человека, который вхож во многие международные структуры, с которым будут считаться. Общеизвестно, что результат межгосударственных переговоров не всегда зависит от реального экономического состояния страны или военно-политической составляющей. Гораздо большую роль порой играет личностно-субъективный фактор, потому что отношения между странами - это отношения между людьми, которые их представляют (возглавляют). Президенту нужны люди, которые смогут отстаивать интересы нашего государства. Думаю, Токаеву здесь будет отведена не последняя роль. Выбор Касым-Жомарта Кемелевича в качестве второго по Конституции человека в государстве не случаен еще и потому, что он, побывав в международных организациях, поездив по разным странам, теперь сможет свежим взглядом посмотреть на систему и предложить новые подходы. Надеюсь, Токаев привнесет лучший опыт развитых государств в Казахстан. Сегодня мы, к сожалению, слишком увлеклись межклановыми разборками, не замечая, что происходит в мире.
- Что изменится с приходом Кайрата МАМИ в Верховный суд?
- Глава государства не раз критически высказывался по поводу судебной и правоохранительной систем. Думаю, Кайрата Мами отправят на передовую - “на танке и в каске”. Его поставили на должность председателя Верховного суда под готовящиеся изменения в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах. Все знают о коррумпированности соответствующих госорганов, их недоступности для простых граждан. В судебной системе сегодня нет людей, которые бы могли отстоять принятые решения, элементарно выйти к народу и все объяснить, не ссылаясь на всякие законодательные подпункты и поправки. Объясните простым человеческим языком и предоставьте прессе информацию о том, как тот или иной преступник разжигал межнациональную рознь, брал взятки или, скажем, подделывал паспорта. И тогда не будет ненужных политических инсинуаций вокруг громких судебных процессов.
- На недавнем расширенном заседании правительства в Акорде президент критически высказался в адрес бывшего председателя Верховного суда Бектаса БЕКНАЗАРОВА. Как думаете, это повлияло на перемещение его на должность председателя Высшего судебного совета?..
- По сути, новая должность Бекназарова - это отстранение от процесса принятия решений. Проблемы судебной системы сегодня не просто тема для высоколобой дискуссии в узком кругу экспертов. Народ, выходя на митинги, угрожая себя сжечь или забираясь на строительный кран, дает оценку этой ветви власти. Приемная президента заполнена тысячами писем граждан! Это ли не повод бить в набат? Если не в суде - то где человеку искать помощи? В идеале суд - истина в последней инстанции. Значит, что-то в этой системе не так, раз люди перестали ей верить! Они начинают торговаться, шантажировать, намереваясь изменить решение суда даже в отношении вора или насильника. Суд должен быть публичным. А не как у нас - наденут судьи свои мантии, скажут пару протокольных предложений - и всем до свидания. Это порождает основание для социальных протестов и торгов. Потому президент и назначил Кайрата Мами на должность главного судьи страны, чтобы он навел порядок в этой системе. Образно говоря, от перемены властных слагаемых должна меняться и сумма!
- Теоретически должна. Но кадровые перестановки давно уже напоминают тасование одной и той же колоды: тот же Кайрат Мами уже бывал председателем Верховного суда, а Касым-Жомарт Токаев - спикером сената.
- Знаете, еще в советские времена секретарей обкомов и председателей облисполкомов снимали с должностей каждые три года. Считалось, что за это время они не успевали обрасти коррупционными связями, влиться в различные кланы и группировки... Люди не должны десятилетиями сидеть на одних и тех же должностях. Краткосрочность пребывания на одной должности - это правильный подход. Но возврат на прежнюю должность вполне возможен в высших государственных органах. Никто не отменял командный метод, близость должностного лица к главе государства по возрасту, взглядам, жизненному опыту. Плохо, когда аким или министр таскает за собой одну и ту же команду. А главе государства необходимы проверенные соратники.
Другой вопрос состоит в том, что нужно прекратить перманентную реорганизацию министерств и ведомств, перекраивание сфер их ответственности. Вот опять пошли слухи о грядущем разделении Министерства культуры и информации на два ведомства. Я против этого, потому что после реорганизации не найдешь ответственных за те или иные направления. Спросить за решения, принятые в кадрах бывшего министерства, уже не с кого.
А вообще вы не задавались вопросом, почему казахстанцы так жадно обсуждают кадровые пертурбации на верхах?
- И почему же?
- Потому что наша жизнь слишком зависима от властей. Я в годы своей юности был ошарашен, когда узнал, что иностранные студенты понятия не имеют, как зовут мэра их родного города или премьер-министра страны. Я знал по имени-отчеству всех членов политбюро, секретарей ЦК и гордился этим! И только через много лет понял, какие же счастливые были те иностранные студенты: их жизнь совершенно не зависела ни от мэра, ни от премьера. А у нас, к сожалению, с приходом нового человека меняются не только стратегии, но и судьбы конкретных людей. В идеале человек должен рассуждать так: мне безразлично, кто стал новым спикером сената или министром, потому что есть закон, на который никто не сможет повлиять!
- Ну об этом пока можно только мечтать... Скажите лучше, что изменится с принятием новой политической доктрины партии “Нур Отан”?
- Ничего. Там прописаны известные истины - ценность семьи, дружбы народов, толерантность, честность и тому подобное, по которым мы с вами живем давно.
Вообще “Нур Отан” напоминает мне армию. Нет полифонии мнений, фракционных споров и иных внутрипартийных дискуссий. А ведь в “Нур Отане” столько разных людей, отличающихся по опыту, возрасту, социальному положению, национальности. Если член партии не согласен с чем-то, он должен внутри партии воевать, отстаивать свою позицию, спорить! А вдруг эта белая ворона права, вдруг она смотрит на 10 лет вперед? Если же это не так, то пусть другие партийцы докажут обратное. Должна быть возможность публично высказать свою точку зрения. Но положительная динамика в партийной истории “Нур Отана” все же появилась: в принятой на внеочередном XV съезде доктрине впервые сказано, что партия является частью гражданского общества, а не “руководящей и направляющей силой”.
Лэйла БАСАРОВА, фото автора, Астана