10392

Пётр СВОИК, экономист: Досаев - тот же патамушта. Только без яиц

На минувшей неделе министр экономики и бюджетного планирования Ерболат ДОСАЕВ закинул информационную бомбу в огород миллионов своих соотечественников. Оказывается, исполнительная власть с 2014 года планирует значительно повысить налог не только на транспорт, но и на жилье. Кроме того, существенно вырастут акцизы на табак и алкоголь. Зачем это делается? Ответ газета “Время” искала вместе с известным экономистом Петром СВОИКОМ.

- Петр Владимирович, многие считали, что негативные тенденции последнего времени - повышение пенсионного возраста, урезание декретных выплат роженицам и т.д. - свидетельствуют об острой нехватке денег в бюджете. Но г-н Досаев уверяет: ВВП растет, доходная часть бюджета в 2014 году составит более 5 трлн. тенге. При этом увеличение налога на транспорт и жилье принесет казне всего каких-то 10 млрд. тенге.
- Получается, скандал разгорелся вокруг всего 0,2 процента бюджета страны. И хотя это сравнительно небольшие деньги, борьба за них затронет интересы всех граждан страны. И среди депутатов, и в прессе началось активное обсуждение, получившее большой общественный резонанс. Спрашивается, почему из-за относительно малой суммы правительство идет на столь возбуждающие общественность шаги? Может быть, у нашего кабмина вообще и у министра экономики в частности уже нет никаких проблем? У них настолько все хорошо, что только и осталось улучшать какие-то доли процентов бюджета? Конечно, нет! На самом деле, эти изменения - маленькая, но очень писклявая мышь, которую родила гора под названием “Министерство экономики и бюджетного планирования”. И рождена она была ради попытки отвлечь внимание от главных проблем.
- И что это за проблемы?
- То, что в России оглашено официально, а у нас только ожидается: урезание бюджета. У соседей сокращения пройдут в пределах 5-10 процентов - в этом году и в будущем. Там уже принято решение о замораживании тарифов естественных монополий. Для населения, наверное, это не очень пугающая новость. Но в целом урезание бюджета и замораживание тарифов - по сути введение ЧП в экономике. Мы тоже не в стороне. И вот почему.
В РФ предельная цена на нефть, которая обеспечивает устойчивость бюджета, чуть выше, чем у нас. То есть у них начинаются проблемы при более высоких ценах. У нас же запас прочности чуть лучше, но неприятности уже начались, просто еще не объявлены официально: денег у нашего правительства уже нет.
Почему наступает это безденежье? Потому что уменьшается разница между экспортом и импортом.
- Действительно, на прошлой неделе Агентство по статистике сообщило: положительное сальдо внешнеторгового баланса Казахстана в январе-июле 2013 года резко сократилось на 30 процентов. Экспорт упал на 5,9 процента, а импорт вырос на 8 процентов. То есть страна все больше и больше покупает.
- Да. Если экспортные цены на сырье надуваются в основном биржевыми фьючерсами, то цены на импорт формируются высокотехнологичными затратами - на высококвалифицированный труд, производство наукоемкой продукции и т.д. Соответственно, для всех экономик, которые экспортируют сырье и покупают готовые товары, уменьшающаяся вилка между экспортом и импортом - главная системная причина наступающих трудностей. Как в Казахстане, так и в России. Давно надо было это понять и бить тревогу. Ведь на сырьевом экспорте и закупке готовых товаров долго не продержишься. И не кто иной, как министр экономики, по должности обязан был давно уже эту проблему увидеть, сформулировать и предложить пути ее решения.
- Но это не единственная системная проблема, не так ли?
- Вторая составляющая экономических трудностей - это утроенная по сравнению с развитыми экономиками стоимость кредитов в стране. И это не случайность, а плод сознательной политики, проводимой Нацбанком и правительством РК. Нацбанк не осуществляет национального фондирования, то есть не дает базовые кредиты коммерческим банкам. Это учреждение, по сути, является всего лишь валютным обменником для завоза внешних кредитов и иностранных инвестиций в страну. И если Нацбанк является исполнителем этой фактически диверсионной политики против национальной экономики, то Министерство экономики, как бы не замечающее этой проблемы, крышует “диверсантов”. То есть, увлекаясь сомнительной, возбуждающей общественность ерундой, министр Досаев не занимается своим прямым делом и не несет ответственность за то, за что должен.
- Понятно, увеличение налогов не поможет значительно пополнить бюджет. А что поможет?
- Я могу навскидку подсказать очень много других возможностей. Начнем с того, что весь сырьевой экспорт у нас не облагается НДС. А это, между прочим, пополнило бы казну почти на 1,5 трлн. тенге! Но если даже не ставить так вопрос, то можно вспомнить: мало того что экспортеры не платят НДС, так им из бюджета еще доплачивают так называемую компенсацию за НДС, когда они, например, приобретали у своих поставщиков товары и услуги в Казахстане. Вот вам еще 0,5 трлн. тенге.
Легко назвать еще несколько объектов, на которых можно сэкономить. Например, так называемый горнолыжный курорт Кокжайлау, который, по моему личному мнению, является проектом клановой приватизации за бюджетные деньги. На это замечательное мероприятие запланировано потратить 750 млн. долларов, или 125 млрд. тенге. Страна могла бы безболезненно отказаться от этого проекта, тем более что участники приватизации лучших предгорий Алматы - люди и без того не бедные.
Назову еще одну святыню - “Экспо-2017” под названием “Энергия будущего”. Против энергии будущего возражать нельзя, ею надо заниматься. Но я хотел бы отметить, что у нас громадные проблемы с энергией настоящего. Все нынешние энергомощности Казахстана изношены более чем на 70 процентов, да и их элементарно не хватает. Так что, прежде чем вкладываться в такие замечательные технологии, как солнце, ветер и атом, надо бы, по крайней мере, подумать о подтягивании сползающих сегодня штанов с традиционной энергетики. И уж тем более не надо тратить деньги на понты. А ведь 80 процентов потраченных на “Экспо” денег уйдут именно на понты - всякого рода потемкинские энергодеревни и, конечно же, на распил.
- Давайте поговорим о повышении транспортного налога. Он затронет всех, у кого есть машина с объемом двигателя больше 3 литров.
- Согласитесь, разница между джипом выпуска 2012 года и такой же машиной выпуска 2002-го очень велика - и по благосостоянию владельцев, и по предназначению. Кому-кому, а уж министру экономики полагалось бы эту разницу знать и понимать. Но он не додумался - ему депутаты стали подсказывать.
- В России, например, на законодательном уровне определили, что роскошным может считаться автомобиль стоимостью от 100 тысяч долларов и возрастом до трех лет - с таких и будут брать больше налогов.
- И это правильно. Но еще больше Досаева стоит упрекнуть за квадратные метры. Дело в том, что истинная граница между людьми, которые просто живут в хороших жилищных условиях, и олигархами -
не квадратные метры площадей, а территория, на которой это жилье расположено. Если дом стоит на 8-10 сотках, можно быть уверенным: там живет не олигарх, а человек, который постарался построить достойное жилье. А если этот особняк стоит на многих десятках соток (а вокруг Алматы и Астаны можно увидеть даже гектары угодий) - то это и есть олигархи, их и надо обкладывать налогами по тяжелой!
Сейчас практически все хорошие земли в стране уже приватизированы. Далеко не все они застроены шикарными дворцами, многие “лендлорды” просто держат пустыри в резерве. И не только в городах и пригородах. Ведь раскуплены земли, например, там, где предполагается строительство автодорог, ветровых и солнечных электростанций, малых ГЭС - все эти земли на всякий случай раскуплены, и не просто частниками, а очень блатными частниками (я сейчас не говорю о сельхозугодьях). Поэтому попытка повысить налог на квадратный метр жилья, наивно или сознательно забывая о земле, - это сознательное отвлечение общества от более серьезных проблем.
- То есть увеличение налога на недвижимость - это не попытка ввести налог на роскошь?
- Этот якобы налог на роскошь на самом деле есть увод от налого­обложения реально роскошествующих! Министр забыл учесть, что машины бывают разных годов и разной престижности - это ладно, он сам чуть ли не со школы в больших чиновниках, думает, наверное, что все ездят на новых дорогих машинах, как он. Но то, что министр запамятовал, что предметом олигархической роскоши является земля... Тут он подозрительно неправдоподобно наивен. И вряд ли не знает об этом. Просто, видимо, сознательно заставил себя этого не знать.
Вообще, Ерболат Досаев напоминает мне прилежного ученика, которому старшие товарищи советуют, что говорить и куда не следует лезть. И он не лезет. То есть он представляется, мягко говоря, не очень самостоятельным человеком - зато исполнительным. В этом плане он напоминает печально известного мистера Патамушта. Ведь тот злосчастный молодой человек Серик АБДЕНОВ (экс-министр труда и соцзащиты. - В.Б.), не сам придумал повышать пенсионный возраст, просто в него полетели все яйца - за старательность. Досаев - такой же со своей эпопеей с налогами на роскошь, только без яиц. В том смысле, что в него их пока никто не бросил.

Беседовал Виктор БУРДИН, фото Романа Егорова, рисунок Владимира Кадырбаева, Алматы

19.09.2013

Поделиться
Класснуть