Чжан Вэй, генеральный консул КНР в Алматы:В Китае за незаконное пересечение границы никого не расстреливают
Поводом для обращения за комментарием к китайскому генконсулу стала ситуация с гражданкой КНР, этнической казашкой Сайрагуль САУЫТБАЙ, обвиняемой в нелегальном пересечении госграницы. По ее словам, она хотела воссоединиться с семьей. Согласно материалам дела 22 апреля Сауытбай через пограничный пост “Хоргос” прошла на территорию Казахстана, но не поставила в известность о том, что намерена остаться в нашей стране, власти. Через месяц ее задержали правоохранительные органы Казахстана. В настоящее время в Жаркенте Алматинской области проходит суд по этому делу. По казахстанским законам женщину ожидает штраф или лишение свободы, причем в обоих случаях предусмотрена депортация на родину, то есть в Китай. Однако против этого выступает часть казахстанцев, неравнодушных к судьбе Сайрагуль.
В ходе беседы китайский дипломат ответил и на другие вопросы нашего корреспондента.
- Господин Чжан, наши неравнодушные соотечественники, которым небезразлична история, в которой оказалась Сауытбай, опасаются, что в случае депортации по китайским законам женщину могут расстрелять. Неужели это действительно так?
- Нарушение правил пересечения границы является правонарушением и в законодательстве КНР, и в законодательстве Казахстана. У вас, к примеру, на днях в Павлодарской области осудили троих россиян за умышленное незаконное пересечение госграницы.
Я дипломат, а не следователь или судья. Решение должен принимать суд. Но в любом случае можно утверждать: в Китае за незаконное пересечение границы никого не расстреливают! Кому-то просто выгодно из нашей страны лепить образ монстра. Мы не поймем, для чего это делается.
Что же касается существа дела, то по запросу газеты мы подготовили информацию от правоохранительных органов Китая. Сайрагуль Сауытбай пока только подозревается в том, что пересекла границу по чужим документам: как выяснилось, она воспользовалась паспортом другого человека при пересечении пункта пропуска в Международном центре приграничного сотрудничества “Хоргос”.
По правилам она должна была вечером вернуться на территорию КНР. Когда этого не произошло, то специальная компьютерная программа китайских пограничников выдала информацию, что такой-то человек нарушил правила пребывания. Специалисты этой службы сделали запрос, не произошло ли какого-то несчастного случая в Казахстане с нашей гражданкой. И параллельно поинтересовались у родственников той женщины, по чьему паспорту пересекла границу Сайрагуль. Тут и выяснилось, что обладательница паспорта в то время не пересекала китайско-казахстанскую границу.
Уже после этого стало известно, что у нашей гражданки есть довольно большой непогашенный кредит, с обслуживанием которого у нее возникли проблемы.
По мнению следствия, в этом деле нет никакой политики. Правоохранительные органы считают, что она таким образом решила уйти от исполнения своих финансовых обязательств у себя дома. Но чтобы разобраться основательно, нужно провести расследование с ее участием.
В Китае за неправомерное пересечение границы по чужим документам могут осудить. Возможно, что в случае с Сауытбай наказание будет даже условным. Но это решает суд, а не журналисты или дипломаты.
Надеемся, что в ближайшие дни вопрос по этому инциденту решится в правовом поле. Китай уважает законодательства всех стран, а также придерживается норм международного права.
- В последнее время в прессе неоднократно сообщалось о нарушении прав представителей нацменьшинств в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР. Что там происходит на самом деле?
- Синьцзян - это многонациональный, многоконфессиональный, автономный, самый крупный по площади административный район Китая. Правительство района неизменно поддерживает равенство между народностями вне зависимости от их численности, выступает за единство и общее процветание, осуществляет политику национальной районной автономии.
Китай выступает за национальное равенство, но категорично запрещает под флагом нации или религии проповедовать сепаратизм, разрушать национальное единство. Свобода вероисповедания и отделение религий от политики - это основная стратегия правительства Китая. Нельзя, прикрываясь религией, заниматься незаконной деятельностью, в том числе терроризмом, в ущерб народу и безопасности страны. Правительство и правоохранительные органы КНР всегда будут вести борьбу с этим злом. И в этом есть наши обязательства перед международным сообществом - каждая страна должна противостоять терроризму и экстремизму в любых его проявлениях.
- С вами трудно не согласиться, но говорят, что в СУАР преследуют лиц некитайской национальности по этническому признаку.
- За этот год мы обнаружили, что отдельные личности муссируют так называемую проблему этнических казахов из Синьцзяна в Интернете и обществе, за спиной и открыто, безосновательно обвиняют власти СУАР и политику КНР.
Нам кажется, что это противники стабильности и интересов развития как страны, так и взаимовыгодных казахстанско-китайских отношений.
Надеемся, что это временное явление, так как древняя китайская поговорка верно гласит: зло никогда не победит добро.
В Казахстане, как и в КНР, не допускается двойное гражданство. А в СУАР были случаи, когда этнические казахи, не выйдя из китайского гражданства, становились гражданами Казахстана. Это правонарушение.
Выявленные случаи расследовались в правовых рамках.
Подавляющее большинство как казахстанцев, так и наших граждан всех 56 насчитывающихся национальностей (в том числе и этнических казахов) беспрепятственно десятки раз в год пересекают нашу совместную границу и находятся как у нас, так и у вас без каких-либо ущемлений. Более 15 000 казахстанских студентов учатся в китайских вузах, в том числе и на территории СУАР. Они регулярно бывают на родине и потом возвращаются на учебу в Китай. Разве они испытывают какие-то проблемы?
Но с проблемами сталкиваются те, кто не соблюдает законы КНР. Так и в случае с двойным гражданством некоторых граждан. Кто-то действительно столкнулся с тем, что при выявлении этого нарушения у них приостанавливалась выплата пенсий. В некоторых случаях были факты ограничения свободы. Некоторые люди подозревались в нарушениях, но после проверок эти подозрения не подтверждались. И у них не было никаких проблем в дальнейшем.
Так что все абсолютно не так, как описывают некоторые личности или как подается в тех “сенсационных” новостях, что распространяются в Интернете. И вопросы двойного гражданства надо решать не в Интернете, а обсуждать и согласовывать по дипломатическим каналам двух стран.
- Вам наверняка известны случаи, когда группы молодых людей врывались на территории строящихся предприятий в нашей стране и требовали от китайских рабочих возвращаться на родину, освободив рабочие места для нашего населения.
- Слухи о том, что китайские рабочие отбирают у местных жителей рабочие места, абсолютно не соответствуют действительности. Китайские рабочие въезжают в Казахстан временно для строительства и наладки новых промышленных предприятий. Например, на территории Алматинского консульского округа десятки совместных предприятий. Они начаты с нуля.
То есть отобрать у кого-то рабочие места просто невозможно, потому что их вообще не существовало до того, как возник тот или иной совместный бизнес-проект. Наоборот, наше совместное сотрудничество дает казахстанской экономике новые рабочие места.
После введения предприятия в эксплуатацию, доведения техобеспечения до нормы и при отсутствии особенных технических требований по проекту китайские специалисты уезжают из Казахстана. Такая модель сотрудничества действует в соседних азиатских странах, Европе, Америке и в других развитых государствах.
Правительство Китая всегда требует от китайских предприятий, находящихся за рубежом, в процессе производства соблюдать строгие технические и экологические нормы, уважать местные обычаи и традиции, соблюдать местные законы. Цивилизованное, законное, соответствующее правилам производство - это то, что всегда соблюдает китайская сторона. Конечно, в любом сотрудничестве могут возникнуть сложности, от этого никто не застрахован, но стороны должны решать их в духе взаимопонимания, взаимной уступчивости и посредством переговоров. Есть хорошее выражение, которое все знают: впереди ясная перспектива, но путь к ней может оказаться извилистым. Перспективы китайско-казахстанского сотрудничества широки и обязательно смогут выдержать испытание временем.
Поэтому мы призываем тех, кто затаил недобрые помыслы и цели, отбросить личную выгоду, прекратить действия, наносящие вред китайско-казахстанским отношениям и разрушающие многовековую дружбу народов Китая и Казахстана.
Подготовил Игорь НЕВОЛИН, фото автора, Алматы