1604

Вздохи в Дохе

Переговоры 17 нефтяных держав об ограничении добычи провалились, а цены на чёрное золото сразу же упали

Попытка нефтедобывающих стран впервые за много лет сформировать общую политику контроля за поставками нефти на рынок провалилась. Переговоры России, Саудовской Аравии и еще 15 стран в Катаре неожиданно сорвались из-за позиции Эр-Рияда, в последний момент выдвинувшего невыполнимые требования. В итоге декларацию о заморозке добычи подписать не удалось, переговоры отложены до встречи стран ОПЕК в июне. Аналитики предрекают резкое падение нефтяных цен до $30-35 за баррель. Но еще более существенной может оказаться полная утрата рынком доверия к заявлениям о контроле добычи.

Производители нефти в минувшее воскресенье не смогли договориться о заморозке уровня добычи. Встреча в Катаре, в которой приняли участие страны ОПЕК (за исключением Ирана), а также Россия, Казахстан, Азербайджан, Оман и Бахрейн, результатов не дала.
Переговоры начались утром в воскресенье и продолжались весь день. По итогам встречи министр энергетики Катара Мухаммед бен Салех ас-САДА (на снимке) заявил, что ее участникам необходимо больше времени для принятия решения о заморозке. Новая встреча нефтепроизводителей должна состояться в июне.
Кстати, саудовский принц Салман ибн Абдул-Азиз аль-САУД еще в начале сентября прошлого года говорил, что за январь - сентябрь 2015 года инвестиции в нефтянку рухнули на $200 млрд.
Российский министр природных ресурсов Сергей ДОНСКОЙ в конце марта говорил, что мировые инвестиции в нефтегазовую отрасль в 2015 году сократились на 22% и составили $600 млрд., а в текущем году ожидается их падение еще на 12% - до $520 млрд.
Кроме того, по словам ас-Сады, лидеры нефтедобычи считают, что рынок по сравнению с февралем оздоровился и его фундаментальные показатели улучшаются. При этом снижение инвестиций в нефтегазовый сектор, вызванное низкими ценами, по словам ас-Сады, должно повлиять на падение добычи по всему миру.
Действительно, максимальная цена барреля в феврале составляла около $35,2, тогда как в апреле она вплотную приближалась к $45. На конец торговой недели баррель стоил $42,85.
Однако фактический отказ от заморозки окажет давление на цены.
Впрочем, российский центр Vygon Consulting в своем исследовании, опубликованном накануне встречи в Катаре, предупреждал, что цена нефти упадет при любом исходе переговоров, так как даже заморозка добычи не приведет к исчезновению профицита на нефтяном рынке. Ранее Международное энергетическое агентство (МЭА) называло саму идею заморозки бессмысленной, так как в реальности нарастить производство из всех стран (за исключением Ирана) может только Саудовская Аравия.
Глава российского Минэнерго Александр НОВАК в начале прошлой недели говорил, что цена барреля во втором полугодии 2016 года составит $40-45. Минэконом­развития закладывает в свой базовый прогноз на год цену в $40. Минфин России также ориентируется на $40. Первый зампред Банка России Ксения ЮДАЕВА в минувшую пятницу говорила, что наиболее разумным является сценарий ЦБ, который предполагает среднюю цену в текущем году уже на уровне $30 за баррель.
Напомним, впервые об идее фиксации уровня добычи нефти стало известно в середине февраля, с такой инициативой выступили Россия, Саудовская Аравия, Катар и Венесуэла. Производство должно было быть заморожено на уровне января и до октября, Россия до последнего момента заявляла, что надеется достичь соглашения. Новак в воскресенье заявил, что встреча ожиданий не оправдала. Предполагалось, что в условиях растущего спроса на нефть фиксация добычи приведет к сокращению избытка предложения на мировом рынке (по разным оценкам, предложение превышает спрос на 1,5-1,8 млн. баррелей в сутки).
Иран, который не принимал участия во встрече в Дохе, сначала поддержал инициативу по заморозке, однако позднее заявил, что, будучи последние несколько лет под санкциями США и ЕС (они были отменены только в середине января 2016 года), не участвовал в заполнении мирового рынка нефтью и сокращать добычу не будет, пока не выйдет на досанкционный уровень - порядка 4 млн. баррелей в сутки, для чего Исламской Республике Иран нужно нарастить производство еще примерно на 0,8 млн. баррелей.
Отказ Ирана с самого начала заставил рынок усомниться в возможности достижения соглашения, так как без участия ИРИ заморозка нефти фактически означала бы, что другие производители уступят часть своих рыночных долей иранскому черному золоту.
Как сообщалось, в ходе переговоров их участники как раз и пытались переписать соглашение с учетом позиции Ирана, чтобы определить приемлемый уровень, на котором и должна была быть зафиксирована добыча. Очевидно, именно это и стало камнем преткновения.
Министры энергетики Азербайджана и Казахстана прокомментировали ход переговоров практически одним словом: “Торгуются”.
На фоне переговоров поступили сообщения из Кувейта, которые могут поддержать цены на нефть. Дело в том, что в этой стране бастуют нефтяники. Они недовольны намерением властей снизить зарплаты и сократить соцпакет. Из-за забастовки добыча нефти в стране рухнула на 1,7 млн. баррелей в день, составив, по данным на воскресенье, всего 1,1 млн. баррелей.
Вплоть до встречи в Дохе настроения на рынке были скорее оптимистическими. Аналитики говорили, что в рост цен на нефть до порядка $40 за баррель заложены ожидания положительного решения добывающих держав. Теперь источники “Ъ” ждут падения до $30 за баррель - уровня до февральской декларации четырех стран - инициаторов заморозки (РФ, Катар, Венесуэла, Саудовская Аравия). “Цены могут снизиться до $35 за баррель”, - чуть более оптимистична Мария БЕЛОВА из Vygon Consulting. По ее мнению, саудиты либо исходно не собирались подписывать соглашение, либо министр нефти страны был “не вполне свободен в принятии решений”, причем второй вариант более вероятен. Виталий КРЮКОВ из Small Letters не ожидает обвала цен на нефть. Но, признает эксперт, уровень падения зависит от того, сумеют ли производители убедить рынок, что заморозки можно достичь в июне на встрече стран ОПЕК. По мнению господина Крюкова, до этого, скорее всего, цены будут колебаться в районе $40 за баррель.
Но провал переговоров в Дохе может привести к тому, что рынок утратит доверие к возможным согласованным действиям России и ОПЕК и уже не отреагирует ростом цены на словесные интервенции, как было в феврале - апреле. Есть также риск того, что и сами участники переговоров могут потерять взаимное доверие и откажутся от попыток согласовать свои действия. В результате текущую диспропорцию спроса и предложения рынку придется урегулировать самостоятельно и восстановление баланса может затянуться до середины 2017 года.
“КоммерсантЪ”, Газета.ru

Поделиться
Класснуть