1312

Золотые батоны,

или Как украинские власти делят еще невозвращенные миллиарды долларов экс-президента страны Виктора Януковича

Премьер-министр Украины Арсений ЯЦЕНЮК после долгих усилий все-таки продавил в Верховной раде законопроект о конфискации активов бывшего главы Украины Виктора ЯНУКОВИЧА и его соратников. Активы оцениваются примерно в $1,5 млрд. Законопроект пока принят в первом чтении. Яценюк, оказавшийся в крайне непростом политическом положении, накануне даже обвинил несговорчивых коллег по “демократическому лагерю” в предательстве, поскольку эту огромную по меркам нынешней кризисной Украины сумму правительство уже внесло в госбюджет на 2016 год. По иронии судьбы война за “наследство Януковича”, только вступающая в острую фазу, может нанести решающий удар по украинской экономике и армии.

Вопрос конфискации активов семьи Януковича, которые можно было бы пустить на построе­ние “европейской и экономически сильной Украины”, нынешние власти страны поднимали с первых дней своей деятельности. Мотивация особой оригинальностью не отличалась, а вот сумма “наследства” таяла буквально на глазах. В апреле 2014 года в Лондоне даже организовали специальный форум, где занимавший в тот момент пост генпрокурора Украины Олег МАХНИЦКИЙ зафиксировал исходную точку - борьба пойдет за $100 млрд. Он сообщил, что по меньшей мере треть означенной суммы наличными перевезли в грузовиках в Россию, однако оставшееся находится в европейских банках, и это будто бы дает надежду на возврат этих средств в многострадальный украинский госбюджет.
Интересно, что Яценюк примерно в то же время оценивал сумму потерь примерно в $70 млрд., которые якобы выводились из страны в течение последних трех лет. “Указанные средства осели в офшорах… Теперь понятно, что выводили средства, которые брались как кредиты под государственные гарантии и грабились представителями предыдущего правительства”, - заявил он. На неизбежные вопросы о столь значительных расхождениях в оценках высокопоставленные украинские чиновники отвечать не спешили. Посыл от них был такой: дескать, все равно конфискованного хватит всем.
Еще ничего не вернув и толком не запустив процесс, Киев уже оказался в плюсе, освоив $2,5 млн. американской помощи на создание в Минюсте Украины отдельного департамента для возвращения похищенных коррупционерами средств. Казалось бы, теперь дело пойдет, но достигнутые почти за два года результаты более чем скромны. В Швейцарии сумма замороженных активов экс-президента Украины Виктора Януковича и его окружения - порядка $190 млн., в других странах и того меньше: в Великобритании - 17 млн. евро, Лихтенштейне - 22 млн. евро, Кипре - 5 млн. евро.
Но в 2015 году разговоры о “наследстве Януковича” из-за границы вообще сошли на нет. Генпрокуратура Украины обнародовала сенсацию: найти активы Януковича за рубежом не удалось. После тщательного расследования выяснилось, что свергнутый президент “не имел привычки сберегать средства в безналичной форме, это человек старой формации и, судя по всему, отдавал предпочтение наличным средствам”.
Всего в прошлом году в украинский бюджет было возвращено около 300 000 гривен (чуть больше $10 тыс.) “коррупционных средств”. Причем денег Януковича там не было ни копейки. И вот теперь власти сосредоточились на новой задаче - зацепить хотя бы те $1,5 млрд., что арестованы именно подконтрольными правительству Яценюка органами.
Правительство Яценюка через свой уполномоченный орган, формально отвечающий за борьбу с отмыванием средств, арестовало пресловутые $1,5 млрд. активов, которыми владели Янукович и приближенные к нему лица, еще на пике борьбы “за 100 миллиардов” - в 2014 году. Это 42 компании, зарегистрированные на Кипре, Сейшелах, в Панаме, Великобритании, Белизе. Их владельцы якобы напрямую связаны с Виктором Януковичем и его ближайшим окружением. Однако возникла проблема - узаконить конфискацию должен парламент Украины, а там по разным соображениям с этим не торопились. Больше года премьер сначала просил, а затем требовал соответствующего решения законодательного органа власти. Не получил ничего и пошел ва-банк, включив эту сумму в госбюджет Украины на 2016 год. Причем в основном по самой чувствительной статье - военные расходы.
Главный финансовый документ Украины выделяет в 2016 году на оборону и безопасность 100 млрд. гривен, или 5 процентов ВВП Украины. Из этой суммы Минобороны Украины получит рекордные с 1991 года 55,5 млрд. “Наследство Януковича” по нынешнему курсу потянет на 40 млрд. гривен, и понятно, какими проблемами для Украины чреват провал хитрого конфискационного плана Яценюка.
15 марта правительство в очередной раз пыталось провести нужный законопроект о спецконфискации через Раду, и вновь фиаско - депутаты даже не согласились включить этот вопрос в повестку дня, не говоря уже о рассмотрении по существу. Дискуссия была вполне в украинском духе: с блокированием трибуны, потасовками, взаимными оскорб­лениями и досрочным закрытием заседания. На помощь Яценюку неожиданно пришла Радикальная партия во главе с Олегом ЛЯШКО, однако главная парламентская сила - “Блок Петра Порошенко” - осталась неумолима: “Предлагается изымать активы людей, вина которых не доказана судом, а это абсурд”.
16 марта на заседании правительства Яценюк не сдерживал эмоций, обвиняя Раду в “покрывании преступлений прежнего режима” и пафосно возмущаясь тем, что демократические партии защищают окружение Януковича, “не дают возможности конфисковать украденные у народа Украины деньги”. Заодно премьер надавил на самую больную мозоль, пообещав Раде, что Запад теперь окончательно прекратит финансовую помощь, раз уж украинские чиновники сами не могут завершить расследование и конфисковать средства, арестованные еще в 2014 году. В завершение своего зажигательного спича Яценюк предоставил парламенту очередной шанс одуматься и безотлагательно вернуться к голосованию за соответствующий закон, чтобы “дать процессуальную возможность украинской правоохранительной системе провести процедуру конфискации и взыскать в доход украинского государства украденные у народа деньги”.
То ли речь премьера подействовала, то ли были достигнуты некие негласные договоренности, но 17 марта Рада все же вернулась к рассмотрению конфискационного законопроекта и приняла его в первом чтении.
В результате дискуссий из закона были исключены спорные моменты о конфискации имущества во внесудебном порядке, правда, с оговоркой: если полгода подозреваемый скрывается от следствия, тогда его деньги все же идут в госбюджет Украины без судебного решения. В таком виде парламент и проголосовал за законопроект с запасом всего в два голоса: 228 поддержавших при 226 необходимых. Теперь законопроект отправят на доработку (к которой привлекут европейских экспертов) и потом снова поставят на голосование. В лагере Яценюка не скрывают удовлетворения промежуточными итогами этой битвы. У соратников президента Украины Петра ПОРОШЕНКО настроения более сдержанные: мол, праздновать будем, когда деньги действительно попадут в бюджет, а пока есть риск, что “эти деньги были награблены Януковичем и награблены еще раз сегодня”.
С имиджевой точки зрения конфискационное решение Рады, безусловно, можно занести в актив Яценюку, хотя гонимому со всех сторон премьеру это никак не поможет. Но принятие закона в первом чтении только формальный шаг, фиксация намерений, а правительству есть что терять. Свое слово еще не сказали сам Янукович (он может обратиться в Европейский суд) и западные институты, достаточно трепетно относящиеся к защищенности активов. Очень вероятная дыра почти в 40 миллиардов гривен способна окончательно обрушить украинскую экономику и чревата непредсказуемыми проблемами в украинской армии. Такой для Украины будет цена “наследства Януковича”, которое политики в Киеве используют как оружие в войне друг против друга.
Lenta.ru

Поделиться
Класснуть