2195

Джазмены - люди скромные

“Были времена, когда за игру на саксофоне могли в тюрьму посадить, но я играл на трубе!” Руководитель первой в Центральной Азии школы джаза и основатель уникального фестиваля “Праздник джаза в Алматы” Тагир ЗАРИПОВ в эксклюзивном интервью нашей газете вспомнил, как познакомил Америку с казахстанским джазом, и впервые рассказал о личной жизни.

Джазмены - люди скромные

- Я просто обалдел, когда однажды по “Голосу Америки” услышал джаз: “Ничего себе, как играют!” Тогда я был студентом второго или третьего курса чимкентского музыкального училища и знал, что эту музыку называют буржуазной, а еще говорят: “Кто играет джаз - родину продаст!” - смеется Тагир Михайлович. - Но меня прям потянуло к этой музыке, я стал постоянно слушать всякие джазовые оркестры, их музыкантов. И даже не мечтал о том, что когда-то в Америке буду ходить рядом со звездами, которых слушал по радио.

- И как это стало возможным?

- Когда оканчивал алма-атинскую консерваторию, начал в государственном симфоническом оркестре работать, потом в эстрадно-симфонический оркестр радио и телевидения поступил, и меня в 7-ю музыкальную школу имени Курмангазы на полставочки трубу вести пригласили. А потом мне ансамбль захотелось сделать. И, конечно, ближе к джазу дело пошло. Было пять саксофонов и ритм-группа - барабаны, бас, гитара, фортепиано. Но я о большом оркестре мечтал. И все-таки его сделал. Этот оркестр, который выступал на разных мероприятиях, в парках и скверах, знали как джаз-бэнд “Алматы”, и нам удалось стать членами Меж­дународной джазовой ассоциации преподавателей в Америке. Помню, как в 1997 году я в первый раз полетел в Чикаго, где ассоциация проводила ежегодную джазовую конференцию. На таможне тогда еще с удивлением смотрели на наши казахстанские паспорта: что за документ, откуда прилетели?! А я двух слов по-английски связать не мог, потому что в школе учил немецкий. Смешной случай был, когда зашел в кафе покушать: официант дал меню, я навыбирал черт-те что, и мне то мороженое принесли, то что-то непонятное мясное.

А на следующий год мы уже представляли Казахстан на конференции в Нью-Йорке всем оркестром. Это было впервые в истории. Три дня и три ночи в самых известных гостиницах типа “Хилтон” звучала музыка - выступали оркестры, биг-бэнды со всей Америки, из разных стран, и казахстанский оркестр в их числе! И нам удалось пообщаться и пофотографироваться с величинами, которых сейчас уже нет в живых. Тогда же мы впервые увидели, как детский коллектив барабанщиков ставил перед собой чемодан и им кидали доллары за выступление.

- А вам кидали?

- Мы чемодан не ставили! Для нас тогда это было удивительно. В нашей стране такого еще не было.

С тех пор мы объездили всю Америку. Выступали и в знаменитом Линкольн-центре, и в легендарном театре “Аполло” в Гарлеме, познакомились и поработали почти со всеми звездами джаза. А года три назад был случай, когда американский трубач и композитор Джефф ДЖАРВИС попросил нас сыграть свою программу, а потом никак не хотел уходить после мастер-класса. К нему уже очередь образовалась из других детских коллективов, а он с нами все занимался и занимался, не хотел отпускать. Значит, у нас уровень!

- В 2021 году знаменитой Джазовой школе Тагира Зарипова исполнилось 20 лет. И столько же лет популярному международному фестивалю “Праздник джаза в Алматы”, основателем которого вы являетесь. Почему они возникли в один год?

- Потому что фестиваль был соз­дан ради школы. Я хотел, чтобы ученики видели, как взрослые играют, и повторяли за ними, чтобы все эти звезды после выступлений приходили к нам и рассказывали, как они это делают.

- За 20 лет на фестивале в Алматы побывали более 300 известных джазовых музыкантов со всего мира. Как вам удавалось заполучить их к нам?

- Все знают, что есть в Алматы джазовая школа, и все меня поддерживают. Мы со своей стороны, конечно, пишем письма, разговариваем с послами, консулами. И еще ни разу не было никаких проколов: всегда приезжают только звезды и всегда производят фурор.

- И никто никогда не капризничал и не скандалил?

- Ни разу такого не было, потому что джазовые музыканты - люди скромные. С ними только у наших звуковиков проблемы бывают, когда они что-то запрашивают в райдерах. К примеру, на последнем фестивале немцы ведро заказали. Обычное металлическое. Для воды которое. Их музыкант из него звуки извлекает, и звучит это очень красиво. В общем, ведро мы нашли без проблем. А вот с венграми недоразумение вышло. Они в райдере контрабас запросили, и мы заняли его у нашего музыканта Вячеслава ТИХОНОВА. Но смычок от контрабаса в нужный момент найти не смогли, потому что про него в райдере написано не было. В итоге они так обошлись, что-то другое придумали.

Все джазмены от Казахстана всегда в восторге. Им нравится наша еда, они все сразу идут на наш базар, на “Медеу” едут.

- А с кем из мировых звезд вы лично подружились, кого домой приглашали?

- Как-то на конференции в Америке близко познакомился с баритонистом из Канады Бари ВУДИ. Привозил ему из Казахстана наши сувениры: войлочных верблюжат, национальные инструменты. А он мне - кленовый сироп. Потом пригласил его на наш фес­тиваль, и он приезжал вместе с женой. Побывал и в нашей школе, где проходят все встречи. Домой же я никого не приглашал: у меня квартира маленькая, двухкомнатная. (Смеется.)

- Вы, кстати, никогда не рассказываете о личной жизни...

- Моя супруга Наталья Никодимовна ЗАРИПОВА уже пять лет как ушла из жизни. Познакомились мы еще в консерватории и прожили вместе больше сорока лет. Она была пианистом, теоретиком музыки. Хорошо знала свое дело и работала в нашей школе, где ее все любили. Это я могу поругать, а она была человеком мирным, добрым.

Наша старшая дочь Юля тоже музыкант. Как хорошая пианистка в свое время поступила в знаменитый американский Беркли-колледж, но чтобы учиться там, у нас, к сожалению, тогда не хватило денег. И Юля занялась музыкальной деятельностью здесь: была главным менеджером и переводчиком в наших поездках на конференции, вместе со мной организовывала наши фестивали. А однажды на концерте в Алматы познакомилась с французским дипломатом, вышла замуж и уехала во Францию. Теперь она там на хорошем счету в колледже, где преподает музыку. Моему старшему внуку Жулиану около 13 лет. А младший Марк-Антуан младше него на семь лет. Он очень одарен музыкально: когда я приезжаю к ним и мы едем в машине, он все время поет, схватывает мелодию на лету!

Вторая дочь Валентина с 13 лет ездит со мной в Штаты. Она певица, одна из лучших преподавателей по вокалу у нас в школе, правда, сейчас в декрете. У меня 6 ноября внучка еще одна родилась. А старшей дочке Валентины 3 года, с ней я тоже всегда вожусь.

- Ваши дети музыкальные в вас. А вы тоже в своих родителей?

- Я, честно говоря, детдомовский. Воспитывался в детском доме в Чимкентской области на станции Тюлькубас вместе с младшей сестрой. А потом нас перевели в интернат в Чу. Там у нас был духовой оркестр, и с шестого класса я в нем играл. Когда оканчивал восьмой, понял, что мне надо заниматься только музыкой, ведь больше меня никуда не тянет. Поэтому и поехал в Чимкент поступать в музыкальное училище. Четыре года отучился там, а в 1968-м приехал поступать в консерваторию в Алма-Ату. Сестра вышла замуж и живет сейчас в Рес­публике Башкортостан.

- Пытались узнать о своих корнях, искали родителей?

- Знаете, в жизни всякое бывает. И как мы попали в детский дом, я даже не знаю. Догадываюсь лишь, что корни наши в Башкирии... Не могу сказать, что в советское время в детских домах было плохо. Наоборот, и кормили нас хорошо, и развивали, и даже оркестр там у нас был. Считаю, что все зависит от людей...

- Кстати, говорят, что в классической музыке настолько серьезная конкуренция, что там буквально съедают друг друга. А в джазе есть такое?

- Если есть у нас звезда, настоящий пианист Виктор ХОМЕНКОВ, то как с ним конкурировать, как его съешь? Такому классному музыканту только уважение! Я, например, пригласил его в свою школу, он ведет у нас импровизацию. Или Фархат ИБРАГИМОВ. Он барабаны преподает. Все дети к нему тянутся, и здание наше гремит! Правда, звать наших звезд мне неудобно, потому что заработки в музыкальной школе совсем маленькие. Но я уговариваю: “Витя, а кто еще будет опыт детям передавать?” К счастью, им самим с детьми интересно.

- А где у нас в Казахстане можно послушать хороший джаз, ведь ждать ваш фестиваль приходится целый год?

- Особо, по-моему, негде... В Алматы Хоменков проводит джем-сейшены, и все лучшие молодые музыканты с ним играют. У него два пацана - саксофонист и трубач - хорошие ребятки, его воспитание, пианист тоже неплохой. Из звезд казахстанского джаза также советую послушать басиста Валерия НАСИБУЛЛИНА, барабанщика Кайрата АХМЕТОВА, гитариста Владимира ОСИПОВА, саксофониста Константина ДОБРОВОЛЬСКОГО и его квартет... Но вообще, если бы от меня что-то зависело, то я что-то интересное бы организовывал. Вот, например, в тех же Штатах в каждом городе проходит свой фестиваль. И не один. Я бы тоже приглашал хороших музыкантов и проводил у нас такие фестивали.

Оксана ВАСИЛЕНКО, фото Олега СПИВАКА, Алматы

Поделиться
Класснуть