В ритме
В зале музея искусств им. Кастеева к некоторым объектам выстроились очереди. Здесь проходит международная выставка графического дизайна, объединенная темой ритма.
На первый взгляд она собрала в одном пространстве абсолютно несовместимые вещи: плакаты и видео, аниматронический муляж и мандалы с новым орнаментом номадов. “Мы хотели встряхнуть город, показать, на что способен дизайн”, - говорит Жанар СЕРИКПАЕВА, одна из организаторов проекта, часть команды дизайнерского бюро Etage.
Специально для этого проекта пригласили современного российского танцора Николая БАГДАСАРЯНА, и он попытался пластикой на фоне видов Бозжыры передать звучание казахских народных инструментов. Ритм шанкобыза становится ритмом мышц танцора и одновременно складками марсианского ландшафта.
В центре зала инсталляция, которая точно попадает в актуальный алматинский тренд. Казахстанские архитекторы и урбанисты Асель ЕСЖАНОВА и Чингиз БАТЫРБЕКОВ разобрали забытую в удаленном уголке Алматинской области старую автобусную остановку, переконструировали и превратили в пункт наблюдения за окружающей природой, предусмотрев даже поилки для птиц на крыше.
- Люди легко расстаются со старой архитектурой, потому что верят: красиво только новое, - делятся наблюдениями авторы. - Старое - неудобное и неугодное, подлежащее забвению. Мы пробуем пересобрать архитектуру. Раньше над элегантной пластикой подобных остановок работали архитекторы и инженеры. Они были почти скульптурами - затейливые фигуры, нанизанные на нити дорог. Сейчас это рассыпающиеся на ветру бетонные конструкции, пустые, увядающие.
Кстати, все участники выставки так полюбили этот объект, что теперь мечтают вывезти его назад в область и поставить уже в обновленном виде. Уже не для того, чтобы ждать автобусы, а в надежде, что объект станет прибежищем для птиц и животных, частью дикой природы.
Еще один участник выставки - Адиль АУБЕКЕРОВ, астраханский номад, который в своих круглых холстах пытается создать орнаменты, близкие современному человеку. Тут есть и отголоски наскальных рисунков, и мотивы русских пуховых платков.
- Мне хотелось визуализировать современный быт, который нас окружает, - рассказывает художник. - Все эти работы я делал в Казахстане. Специально приехал сюда на месяц, чтобы прочувствовать родину предков. Мне нравится, что здесь, как и у нас в Астрахани, смешивается много разных культур, эта многонациональность очень интересна. По сути, я ищу современный орнамент, объединяющий нынешних людей. Некий визуальный код.
- Мы следили за работами художников, которых знаем и считаем интересными, - объясняет секреты подготовки Жанар Серикпаева. - и обратились с просьбой предоставить нам для выставки те произведения, которые так или иначе попадают в тему “Ритм”. Таким образом мы собрали очень интересную международную коллекцию. А самое главное - мы хотели показать, что графический дизайн - это тоже искусство с большими выразительными возможностями.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото автора, Алматы