2495

Гениальность: знаем, практикуем

В пятницу в Москве казахстанцы собрали и запустили атомический бомбоотражатель. И все по просьбе и приглашению россиян

Гениальность: знаем, практикуем

Акция звучит грозно - на самом деле занимались этим мирные артисты. Они привезли в столицу соседнего государства части атомического бомбоотражателя, 500 маленьких домбр, цитаты художника Сергея КАЛМЫКОВА, вышитые на одежде, фэшн-роботов и многое другое.

Ах да, запуску бомбоотражателя предшествовали конгресс Теории новой гениальности и презентация “Первого тома Романа в тысячи томах”, а актриса Саша МОРОЗОВА исполнила песню “Дударай”. Хорошо, что все эти мероприятия проходят в рамках грандиозного международного фестиваля NONAME, а значит, участников не упекут в психушку.

- Нас пригласили на этот фестиваль, и российские партнеры даже частично финансировали проект, что очень приятно, - рассказывает режиссер Рустем БЕГЕНОВ, экспериментатор, продвигающий идеи Сергея Калмыкова.

 - Кстати, книга, которую мы презентовали, - это тексты Калмыкова, теперь она будет продаваться в России. Что касается атомического бомбоотражателя, он стал центральной идеей нашего экспериментального представления. Это идея Калмыкова. Он придумал бомбоотражатель еще в 1920-х годах, чтобы разрушительную энергию атомных бомб преобразовывать в созидательную энергию. Тогда еще не было атомной бомбы, но активно шли разговоры о создании супероружия.

- А зачем вы ввезли в Россию 500 домбр?

- Вот с их помощью мы и будем преобразовывать разрушительную энергию. Домбры мы выдаем каждому зрителю для прославления друг друга. Это делает людей и мир добрее.

- Дураков тоже будете славить?

- Любой человек имеет право считать себя гениальным и быть прославленным. Это все идеи Калмыкова из практики гениальности. На самом деле человек достоин славы не потому, что так решило большинство или некое объективное жюри, а просто так, по факту. В Алматы это прекрасно работало, теперь проверим на москвичах. Домбры специально заказывали, делали их вручную на родине Абая в Семее. Сначала хотели их сделать из кастрюль и палок, поняли, что не успеем, но результатом довольны.

- Вы хотите приехать как аборигены и поднять тему деколонизации или мечтаете прокатиться на хайпе известных казахстанцев, удививших культурное поле России?

- У меня есть большая критика по поводу дискурса о деколонизации. Это стало такой модной темой, трендом, и не только у нас. Мы разговорами пытаемся решить проблему, хотя все, что нужно, - это наблюдать, и вещи вернутся к своим корням. У нас сейчас в жизни вообще очень мало созерцания. Мы все пытаемся срочно что-то сделать. Заявить, высказаться, отметиться в соцсетях. А может, надо просто взять паузу и подумать.

- Почему если вы поехали на фестиваль в Москву, то не сделали акцент на какой-то нацио­нальной фигуре, а выбрали Калмыкова?

- А кто сказал, что Калмыков не является нашей национальной гордостью? Кроме него у нас будет часть, посвященная Марии РЫКИНОЙ, той самой, которая написала знаменитую песню “Дударай”, отдадим дань уважения Дине НУРПЕИСОВОЙ (композитор и исполнитель на домбре, народная артистка Казахской ССР (1861-1955 гг.). - Ред.), а лестница центра Мейерхольда будет предоставлена институту реального абаеведения. Этот институт открыли тоже мы два года назад, когда поняли, что Абай стал формальной фигурой, книгой на полке. Вот тогда мы сделали серию видео про взаимосвязь стихов Абая и мировых процессов.

Все это мы делаем не для того, чтобы нам похлопали. Наша коман­да и так знает, что мы гении. Мы просто хотим почувствовать полноту жизни, стать выше обы­денности, как в свое время делал Калмыков.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть