Журналистом быть хорошо, а режиссёром - лучше
Тулеген БАЙТУКЕНОВ хорошо знаком читателям газеты “Время” как журналист и публицист. Недавно он предстал в новом амплуа - режиссера фильма “Саташ”, который на днях вышел в прокат. О непростой режиссерской стезе, о критике, признании за рубежом и желании творить мы поговорили с ним после премьеры.
Тулеген окончил факультет русской филологии Казахского национального педагогического университета им. Абая. В газету “Время” пришел работать в 2003 году и за 15 лет стал любимым автором многих читателей. В 2011 году дебютировал в картине “Супер Баха”. В 2018 году окончил годовую программу сценарного мастерства в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA). Автор сценария драматического сериала “Тайталас” (2017 г.). Автор сценария и режиссер документального фильма “Возвращение героя” (2018 г.). И вот теперь он снял художественную ленту о неподкупном полицейском, который в одиночку противостоит банде отморозков, захвативших его аул.
- Как, по-твоему, публика восприняла фильм?
- Сам бы хотел знать. Картина вышла в четверг и должна была крутиться в выходные дни, но ее практически не было в прокате. Я звонил, разбирался, но правды так и не добился. Кинотеатры говорили, что “Казахфильм” не предоставил фильмокопии, а “Казахфильм” отвечал, что все разослано, но прокатчики сами не хотят ставить его в сетку, потому что не верят, что он соберет кассу. Это абсурдная ситуация. Я снимал фильм для того, чтобы люди обсуждали, может, критиковали, но говорили о моей работе. До премьеры в Казахстане лента участвовала в конкурсной программе Варшавского кинофестиваля, и там было бурное обсуждение. А дома я этого не могу сделать, потому что ее никто не видит.
- Только с твоей лентой так получилось или это частая практика прокатчиков?
- Недавно в прокат вышел мультфильм “Музбалак”, и его тоже практически не показывали. Просто никто не возмущался. Видимо, людей устраивает ситуация, что они снимают фильмы, а их труд не ценят. А я хочу, чтобы была зрительская отдача. Это важно для любого творческого человека.
- Ты сказал, что готов к критике…
- Да. Тем более что первую порцию я получил, еще когда сдавал картину в “Казахфильм”. Два часа меня разносили в пух и прах. Говорили, что это плохое кино. Я потом анализировал, что конструктивного мне сказали, но не смог найти конкретных замечаний. Просто говорили, что все плохо и нужно ленту на полку положить.
- Даже так?
- Да. Но потом картина попала на фестиваль и вызвала интерес за рубежом. Когда я вернулся из Варшавы, то встретил одного из тех, кто устраивал мне экзекуцию. И он сказал мне, что это была такая процедура, через которую проходят все режиссеры, а так молодец - хороший фильм.
- А как тебе самой фильм? - неожиданно спросил Тулеген.
- Во время просмотра у меня возникло ощущение, что в некоторых местах ты как будто потерял связь с сюжетом.
- Возможно, в картине есть такие моменты, - признался он. - Для меня этот фильм дебютный, и первые дни я вообще боялся снимать. Вроде в теории все знаю, но на практике не понимал, что говорить актерам, как руководить процессом. Первую съемочную неделю меня штормило, и мне казалось, что все делаю не так. Но через несколько дней я вошел во вкус!
- Сюжет построен на реальной истории?
- Соавтор сценария Андрей ТЕН рассказывал мне о Саташе, который жил в Прибалхашье. Он не был полицейским, но был честным и принципиальным мужиком. Почему я сделал его участковым? Просто когда герой надевает форму, сразу появляются характеристики. Мне интересно было посмотреть, что получится, когда полицейский будет дотошно соблюдать закон. Кстати, аул, в котором все происходит, настоящий. И люди в нем живут, занимаются скотоводством. Телефоны сотовые там не ловят. У них есть старший, который следит за порядком. Он приезжает время от времени.
- Как рождались образы главных героев?
- В творческом процессе. К примеру, персонаж, которого играет Чингиз КАПИН, изначально должен быть другим, но когда Чингиз пришел на пробы, я решил изменить героя. В процессе съемок мы переписали практически все диалоги. Когда актеры начинали говорить мои реплики, то получалось все искусственно, поэтому я сказал, чтобы они выражали свои эмоци.
- Скажи, а неубиваемый главный герой, который носится по степи раненый, - это такая голливудская фишка?
- На самом деле изначально я хотел убить его в середине, и дальше история разворачивалась без него. Но это был бы еще более странный фильм. Конечно, я понимаю, что в реальной жизни он бы погиб после такого ранения. Но мне как автору хотелось, чтобы он выжил, пусть даже в кино. Выжил и всех покарал. Смысл картины в том, что таких людей, как Саташ (его сыграл Акылхан АЛМАСОВ), которые выполняют свои обязанности, которые честно делают свою работу, - их катастрофически мало.
- Какой был бюджет и отобьет ли картина эти деньги?
- Не могу назвать сумму, потому что сметой занимался “Казахфильм”. Могу только сказать, что он был небольшой.
- Насколько молодым режиссерам сейчас сложно пробиться? И часто ли киноагашки вставляют палки в колеса начинающим режиссерам?
- В нормальной системе есть преемственность поколений, а у нас ее нет. Режиссеры маститые не помогают, а, наоборот, стараются задвинуть молодых и претендуют на те же самые бюджеты, что и начинающие. Это неправильно, потому что должен быть впрыск новой крови в кинематограф. У нас молодые больше помогают друг другу.
- Картина “Саташ” попала на фестиваль. Это было неожиданной новостью?
- Полным сюрпризом, особенно после критики “Казахфильма”. Когда шли съемки, меня спрашивали, какое кино мы снимаем: жанровое или авторское? Честно, я сам не знал. Просто мне хотелось показать свои мысли, которые меня одолевали в тот момент.
Я рад, что картина попала на фестиваль. Это определенное признание моей работы. В Польше было четыре показа. Я сильно нервничал. Мне казалось, что некоторые сцены сняты совсем по-ученически, но публика хорошо приняла картину, и меня удивил уровень подготовленности зрителей.
- Ты режиссер, снимаешься в кино, пишешь статьи. Что тебе ближе?
- Быть актером хорошо, но снимать самому - лучше. Ты управляешь процессом и видишь, как твои мысли оживают на экране. Что касается журналистики, то я ее не бросил.
Раньше материалы имели больший резонанс в обществе, чем сейчас. Именно поэтому я ушел в кино, потому что на экране можно показать гораздо больше, чем сказать.
- Не думал написать книгу?
- Пытался. Чтобы написать хорошо, надо переписать раз 15, а времени сейчас на это нет.
- Кто из режиссеров для тебя ориентир профессионализма?
- Снимая фильм, я ориентировался на классику американского кинематографа. Из последнего меня впечатлил триллер братьев Коэн “Старикам здесь не место”. В Казахстане ориентир - мой друг Адильхан ЕРЖАНОВ.
- Как ты любишь отдыхать?
- Читаю книги, занимаюсь спортом, выезжаю на природу, чтобы подзарядиться энергией.
- Что ты ценишь в людях?
- Порядочность, честность, умение держать слово.
- Есть идея для следующего фильма?
- Несколько сюжетов есть. Мне хочется делать кино, которое дает надежду людям и при этом помогает решать какие-то ситуации.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото АО “Казахфильм”, Алматы