Гора не идёт Магомеду
Что казахам можно, а чего нельзя? Беседы о наболевшем
После выхода статьи “Фаренгейт 91” о подвергшейся атакам недоброжелателей группе Ninety One (см. “Время” от 2.11.2016 г.) в редакцию начали поступать звонки от возмущенных читателей. В результате продолжительных бесед журналиста с благодарными читателями вырисовался некий образец диалога, который можно назвать обобщающим, типичным. Иллюстрирующим, как платоновские диалоги, столкновение разных мировоззренческих концепций.
Кроме того, нижеследующий текст не возбраняется использовать как памятку: если все актуальные вопросы, которые читатель хотел обсудить с автором, уже освещены здесь, возможно, не следует звонить и повторять их. Возможно, следует поискать иную аргументацию.
- Алло, это Байтукенов? Ты вообще разговариваешь на казахском?
- Да.
- А почему тогда пишешь против казахов? Твоя статья “Фаренгейт 91” - это нападка на нацию!
- И почему?
- Казахским парням не подходит выкрашивание волос! Нам нельзя этого делать! Это не в духе наших традиций.
- Интересно. Что же нам подходит? Скажите, у вас волосы длинные или короткие, носите ли бороду?
- Это неважно!
- Ну ответьте, бородаты ли?
- Нет, я не какой-то там ваххабит!
- Однако бороду носили все великие казахские ханы - от Тауке до Абулхаира; почти все известные бии; едва ли не поголовно - просветители и интеллигенция, что Алтынсарин, что Байтурсынов. Мне кажется, ношение бороды мужчинами - одна из самых важных наследованных черт нашего культурного национального генокода. А теперь мы его безвозвратно утеряли. Мне очень печально, что вы не отращиваете волосы на подбородке, ведь вместе с избавлением от лицевой растительности мы, казахи, как мифический Самсон, лишились всей силы. Из-за этого все так плохо и нерадостно. Нужно исправлять положение! И немедленно. Ничто не подходит казахам так, как борода.
- Ты говоришь какие-то глупости! При чем тут это?
- Я всего лишь хотел сказать, что, видимо, каждый человек сам должен решать, что ему делать с собственными волосами и другими частями тела. Нельзя никому указывать, что ему делать, нужно отстаивать право личности на самоопределение. Кто хочет красить шевелюру, пусть красит. Лишь бы детей в унитаз не выкидывал.
- Знаешь, что такое духовная жизнь народа?
- Нет.
- Вот то-то же! А у казахов есть духовность! Нельзя о ней забывать. Мы ее теряем. Я когда прочитал твою статью, сразу понял, что у тебя с этим проблемы.
- Да, я это признаю. Скажите, где можно ознакомиться с правилами духовной жизни казахов? Хочется приобщиться.
- Нужно слушать старших и читать наследие. Казахская культура очень богатая…
- Не спорю. Вы, очевидно, знаток национальной культуры. Степи всегда ценилось слово. Не могли бы вы сейчас привести примеры мудрых строк Шакарима, прочитать пару стихотворений Мукагали МАКАТАЕВА или хотя бы что-нибудь из романа “Ақбілек” Жусипбека АЙМАУТОВА? Вы ведь наверняка все это штудировали и знаете наизусть.
- Я знаю, я читал!
- С удовольствием послушаю.
- Ээээ… Ммммм… Не уводи от темы! Эта группа с крашеными мальчиками плохо влияет на молодежь!
- Каким образом?
- Они тоже станут красить волосы! А потом случится непоправимое! Ну ты понял. У нас никогда такого не было, это идолопоклонничество перед Западом.
- Вы звоните мне по сотовому телефону, которого никогда не было в Степи, пользуясь сетью мобильной передачи данных, изобретенной совсем не здесь. Обращаетесь вы по поводу статьи в прессе, которую Дешт-и-Кипчак не знал вплоть до XX века. Статья посвящена поп-культуре, не известной казахам до середины прошлого столетия. Ничего не было раньше: ни пергидроля, ни пенсий. Вам, видимо, следует вернуться в то время…
- Я на тебя в суд подам!!!
Гудки...
Тулеген БАЙТУКЕНОВ, Алматы
P.S. Насчет суда угроза была реальная от одного из читателей. Не знаю, правда, примет ли суд исковое заявление, ведь у казахов не было романо-германской правовой системы. Да и судиться друг с другом казахам как-то не очень идет. Не так ли?