3351

Рашид НУГМАНОВ: Историк не скажет, о чём думал Абулхаир хан

Над созданием исторического антуража предстоит попотеть костюмерам и декораторам.

Режиссер фильма “Игла” в 2014 году был приглашен на работу в “Казахфильм” и в составе сценарной группы участвовал в разработке десятисерийного художественного фильма о Казахском ханстве. Об этой работе, о своих ближайших планах Рашид НУГМАНОВ (на снимке) рассказал газете “Время”.

- Насколько сериал о Казахском ханстве будет приближен к историческим событиям? Наверняка использовать в качестве основы для сценария только книгу Ильяса ЕСЕНБЕРЛИНА “Кочевники” будет недостаточно.
- Существует множество разных взглядов на историю возникновения и развития Казахского ханства на обломках Золотой Орды, и трилогия Есенберлина представляет один из них. Можно много спорить об интерпретации известных и малоизвестных фактов, но в художественном произведении прежде всего важна правда человеческих судеб и мотиваций.
Что скрывается за скупой констатацией событий? Историк никогда не скажет вам, о чем думал Абулхаир накануне похода на Керея и Жанибека и какое откровение он познал в последние минуты жизни. Такое под силу только искусству. Разумеется, это не означает, что фантазии создателей сериала полностью свободны от глубоких исторических исследований. “Казахфильм” привлекает и будет привлекать ведущих отечественных историков для консультаций на всех этапах производства - от сценария до съемок и монтажа. Моей работе в сценарной группе сериала очень помогает прошлый опыт работы в обществе охраны памятников истории и культуры Казахстана. Мы вместе с братом Муратом и нашими коллегами объехали полстраны в многомесячных ежегодных экспедициях, описав и обмерив более 500 артефактов, паспорта которых были сданы в Академию наук.
- Насколько мне известно, эти ваши исследования историки используют в своих трудах...
- На днях в Алматы вышел большой иллюстрированный альбом “Памятники Мангистау и Устюрта”. Этот альбом - плод многолетней работы доктора исторических наук Серика АДЖИГАЛИ. В нем около 600 иллюстраций, тысячи описаний объектов и сотни страниц текста на трех языках, поистине уникальный труд, десятилетия кропотливой работы. Мы с братом горды тем, что есть в альбоме и толика нашего вклада, та часть нашей жизни, которую мы посвятили сохранению памяти о материальной истории нашей родины.
- Определена ли уже команда, которая будет работать над сериалом о Казахском ханстве? Кто будет режиссером? В чем заключается ваша задача в работе над сценарием? (Это интервью состоялось до прошедшей в минувшую пятницу в Алматы пресс-конференции создателей фильма о Казахском ханстве. См. “Кочевала кучка золотая”, “Время” от 7.3.2015 г. - Ред.).
- Режиссером сериала назначен Рустем АБДРАШОВ, известный казахстанскому кинозрителю по фильмам эпопеи “Путь лидера”. Я работал в сценарной группе на первом этапе, помогал выстроить общую драматургию событий, разрабатывал сюжет, персонажей, их взаимоотношения и перипетии. Теперь слово за Рустемом и его группой - от них зависит, как они воплотят эти идеи на съемочной площадке. Конечно, сроки крайне сжатые - необходимо сдать десять серий к декабрю. Многие считают, что уложиться в них нереально, неизбежно пострадает качество. Знаю Рустема как очень энергичного кинематографиста еще по его работе художником-постановщиком в моем фильме “Дикий Восток” и надеюсь, что он с честью справится с этой непростой задачей. Я же возвращаюсь к сценарию “Бату”, моей главной работе последнего времени.
- Вы родились в Алма-Ате, но сейчас живете на две страны - Казахстан и Францию. Что означает для вас земля предков? Может быть, вы снимете фильм об Алма-Ате вашей молодости?
- Казахстан для меня - не только земля предков, но и земля моих друзей, моих близких и родственников, земля моего детства, юношества и зрелости. Даже живя во Франции, я никогда не терял связи с ней. Думаю, это одна из отличительных черт кочевого сознания, которая впитана каждым из нас с рождения - передвижение для номадов не является “переменой мест”, поисками места в своей жизни, сменой родины, сжиганием мостов или “перерождением”. Движение для нас - это способ жизни. И передвигаясь, мы никогда не изменяем себе, не теряем корней и самого себя. При этом для номадов характерна высокая способность к адаптации, она легка и естественна.
Что касается фильма об Алма-Ате моей молодости, то именно с таким проектом я поступал во ВГИК в мастерскую Соловьева. Во время учебы масса материала об Алма-Ате 60-х превратилась в киносценарий “Король Брода”. Кстати, его главный герой по кличке Моро перекочевал позже в “Иглу”. Надеюсь, однажды такой фильм состоится. Он вовсе не теряет своей актуальности, уверяю вас. При этом меня увлекает не только относительно недавнее прошлое, но и темы, уходящие в глубину веков, к древним сакам. Я написал сценарий и разработал целый комплексный мультимедийный проект на основе легенды о царице массагетов Томирис, нашей славной прародительнице. Чрезвычайно увлечен и темой Золотой Орды, правонаследником которой является Казахстан. Евразийские идеи Джучи, осуществленные его сыном Бату, - не только мощная историческая тема, но и невероятно насыщенная человеческая драма, до сих пор не получившая должного воплощения в кино. А ведь в ней отражается, как в капле воды, наше живое настоящее.

Зайтуна ДЖАНДОСОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть