Жизнь после болота
Альфия Шамшутдинова: лучше всего у меня получается выращивать рассаду и детей!
“Самое главное, что мы сейчас вместе!”
Это казалось настоящим чудом: после того как я написала о злоключениях матери-одиночки Альфии ШАМШУТДИНОВОЙ, ютившейся с четырьмя маленькими дочурками в железной будке от грузового КамАЗа на семейских болотах (см. “Пожалуйста, не болейте” и “Лишились последнего”, “Время” от 29.4 и 12.5.2010 г.), одна из наших читательниц купила ей дом! Что изменилось в судьбе Альфии и ее детей спустя четыре года? Научилась ли она самостоятельно справляться с жизненными трудностями или ждет чудесного появления очередной доброй феи? За ответами на эти вопросы я отправилась в гости к Шамшутдиновым.
Вот он - тот самый скромный домик, на покупку которого алматинка Айгуль (свою фамилию она просила не называть) - сама многодетная мать! - подарила Альфие невиданную для нее сумму - 13 с половиной тысяч долларов.
...Первое впечатление от увиденного: кажется, внутри ограды стало меньше места - во дворе груды досок и прочий строительный материал.
- Это мы разобрали прежние надворные постройки, - поясняет хозяйка. - Будем строить баню и теплые сараи для живности. Хочется держать кур не только летом, но и зимой.
Альфия ловко отодвигает мутную оконную раму - и из импровизированного аквариума высовывается... грязный пятачок. Это поросенок, зовут его Борька. Из дома выбегают девчонки и ведут меня знакомиться с громадной крольчихой. Вразнобой, словно наперегонки, спешат сообщить, что у нее есть “муж” и детишки.
- Вот, видите: у забора посадили смородину, виноград и фасоль. Вдоль дорожки - розы и пионы, - светится Альфия. - А на днях будем рассаду высаживать. У меня перцы вымахали такие роскошные! Я в “Одноклассниках” у себя так и написала: “У меня лучше всего получается выращивать рассаду и растить детей!”.
Знакомство с ее дочками начинается с радостного возгласа самой младшей - 6-летней Алины:
- Я вас сразу узнала! Сильно-сильно соскучилась!
В ответ раздается дружный хохот: малышка меня ни разу не видела. Пять лет назад, сразу после того как семья оказалась на болотах, годовалую Алинку органы опеки определили в дом ребенка. Старшие девочки - Надя, Наташа и Лариса - попали в интернат для детей из малообеспеченных семей.
- Надеялась, что это временно. Хотя в душе понимала, что дети, скорее всего, останутся там насовсем. Шансов, что у нас изменятся жилищные условия к лучшему, не было никаких... - мрачнеет, вспоминая те тяжелые дни, Альфия. - Если бы в нашей жизни не появились вы и Айгуль, меня бы уже не было. А какой смысл жить без детей?..
Обретенный дом помог Альфие воссоединиться не только с дочками, но и... с гражданским мужем Володей, биологическим отцом всех четверых детей! В “той жизни”, пока была крыша над головой, они жили душа в душу. В свое время их пустила к себе престарелая бабуля. Она обещала: за хороший уход за ней дом после ее смерти достанется им, квартирантам. Но сразу после похорон старушки объявился наследник - подполковник полиции. Он продал домик богатому соседу... вместе с людьми. А новый хозяин поставил условие: “Хотите дальше здесь жить - будете на меня работать!”.
Альфия и Володя батрачили на деспотичного хозяина до тех пор, пока у них не лопнуло терпение. Оказавшись на улице, они распродали весь свой скарб, и вырученных денег едва хватило на будку от КамАЗа. Супруги установили ее на заболоченном пустыре на окраине Семея - там, где когда-то Альфие - выпускнице детдома - выделили участок земли. О том, что эта местность абсолютно непригодна для жизни, никто из представителей власти не подумал.
- Володя не выдержал этого кошмара, ушел... Я ни в чем его не виню. Просто женщины намного выносливее мужчин, - вздыхает Альфия и тут же, заметно повеселев, восклицает: - Самое главное, что мы сейчас все вместе!
Первый ремонт в их собственном доме Альфия и Володя делали вместе. И снова все расходы взяла на себя таинственная добрая фея Айгуль из Алматы! Купила новоселам телевизор, холодильник, стиральную машину, душевую кабинку с водонагревателем, платяной шкаф, тахту... Она же одела с головы до ног девочек, ежемесячно выделяла этой семье определенную сумму денег на питание.
Последний раз Айгуль связывалась со мной три года назад, чтобы проконсультироваться, в какую сумму обойдется в Семее плата за детсад: к тому времени настала пора устраивать Алиночку в садик...
За четыре года в доме Альфии от новой мебели стало даже тесно! Тахту, которая успела сломаться, сменил мягкий уголок. В обеденной зоне - еще один диван с кухонным гарнитуром. Девчонки с гордостью показывают компьютер с Интернетом! В одну детскую комнату вошла только двухъярусная кровать. Зато в другую вместе с полуторкой уместилась детская стенка.
- Мы же с мужем строители, - рассказывает Альфия. - Видели? В одной детской уже попытались сделать что-то похожее на евроремонт. В большой комнате пластиковый стеклопакет вставили. Но работы еще - непочатый край! Как только внутри дома работу закончим, надо снаружи его привести в порядок. Домик старый, с каждым годом все больше ветшает...
- Альфия, скажите честно, все это время вы по-прежнему приобретаете новую мебель, делаете ремонт на деньги Айгуль?
- Нет! Уже давно мы обходимся своими силами. Так долго висеть на чужой шее было бы просто стыдно! Конечно, Айгуль нас с детьми не забывает. Звонит, интересуется, как мы поживаем. К праздникам передает девочкам подарки. Ну и все на этом.
- Получается, вы с мужем хорошо зарабатываете?
- Если бы! Мне очень редко удается вырваться из круга домашних забот, чтобы подработать. В месяц выходит не больше 10 тысяч тенге. У Володи тоже смешной заработок: он числится дворником в КСК. В последнее время сильно сдал - астма... Дело в том, что Лариса и Наташа тяжело больны. К их пособиям по инвалидности от государства получаю пособия по уходу за детьми-инвалидами. За обеих в общей сложности - около 90 тысяч тенге. Дочки держат меня дома: обучаются на дому. Как-то оставила на полчаса Наташу одну с учительницей, возвращаюсь, а та в крик: “Никогда так больше не поступайте! У нее сердечный приступ! А я не знаю, что делать!”
Наташа и Лариса - с детства сердечницы. Но, без преувеличения, катастрофические последствия для их здоровья наступили именно после того, как семья поселилась на болоте в камазовской будке. Особое опасение вызывает состояние Наташи: хронический ревматизм с приобретенным пороком сердца превратил подвижного ребенка в маленькую старушку. Она не может сделать шага без одышки. А ей всего-то 14 лет!.. Наташа - единственная из четырех дочек Альфии, которую я не застала дома. Сейчас девочка находится в стационаре. Скоро ей понадобится операция на сердце. Болото не дает о себе забыть...
Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей